Май 1969, Бостон

Андрей Беспамятнов

Начало

Джимми оставался ключевой фигурой группы, ибо он был гораздо опытнее всех, мудрее всех и прекрасно разбирался во всех тонкостях и хитросплетениях тогдашней музыкальной сцены как в Великобритании, так и США, но главное – он оставался просто сумасшедшим работоголиком. Если остальные Зеппелины и могли попросить отдых, то Пейдж – вместе с Грантом, надо отдать должное Питеру – продолжали работать над дальнейшим продвижением группы.

Одним из таких шагов, стало участие всей команды в “Supershow”, проходившему 18 марта в городе Стейнс на площадке (бывшей) кожевенной фабрики. К слову, это была первая в Великобритании цветная ТВ-трансляция не из Лондона. В выступлении, впоследствии названном The Last Greatest Jam 60th, приняли участие много музыкантов – Эрик Клэптон, Джэк Брюс (порознь), Стивен Стиллс, Бадди Гай, и один из самых любимых мною музыкантов – виртуоз и мультиинструменталист Роланд Керк, человек, который послужил ориентиром для Йена Андерсона из Jethro Tull. Зеппелины вышли в середине шоу и во всей своей профессиональной красе и мощи отыграли Dazed & Confused c полным набором визуальных и световых эффектов. Я уже не говорю про «запил», который, похоже, прилично «сорвал башню» почти всей аудитории, Во всяком случае пара девушек в темных очках, сидевших за передним к сцене столиком, прямо замерли на месте и было впечатление, что очки с них вот-вот сползут.

За телевидением последовало радио – 19 марта вновь ВВС, и вновь рейтинг передачи с участием Лед Зеппелин оказался очень высоким.

21 марта вновь ТВ – на этот раз традиционная ВВС-шиная передача How Late Is It, которая шла на Первом Канале ВВС в 21-50 британского времени. Зеппелины исполнили Communication Breakdown (фанера), но попали в передачу по чистой случайности – отказалась от участия одна из предварительно заявленных групп. Ну тут Джимми и проявил себя во всей красе – помощник режиссера этой программы был его давним знакомым.

С 22 марта началось достаточно продолжительное британское турне – вплоть до 17 апреля. Группа выступала в основном по маленьким клубам, пабам и танцевальным площадкам, но это было необходимо – 21 марта в Королевстве вышел первый альбом.

Короткий визит в Бремен 27 марта оказался связанным с участием в еще одной очень популярной тогда телепередаче — Beat Club. В эфире прозвучали две композиции –Babe I’m Gonna Leave You и You Shook Me.

Конечно, это была «фанера», конечно это трудно было назвать клипами, но какие же это трогательные кадры получились! Сегодня на это хочется смотреть снова и снова! Просто высочайший класс! Вся команда показала себя незаурядными артистами!

Много-много лет спустя стал известен следующий факт – 28 марта, при возвращении из Бремена самолет «Комета» (был такой британский пассажирский самолет, размером с Ту-154), совершил в аэропорту Стенстэд аварийную посадку и все 87 пассажиров (включая шестерых наших героев, про Гранта и Коула не забудьте!) покинули борт по спасательным трапам. Могу себе представить, что пережил Бонзо!

13 и 14 апреля группа работала над песнями ко второму альбому – это происходило в студии Олимпик. Именно тогда появились первые наброски к What Is And What Should Never Be.

Джимми справедливо полагал, что успех группы – а он был, и был немалым! – требовал немедленного закрепления. Поэтому – вперед! Во второе американское турне! Оно прошло с 24 апреля по 1 июня. Теперь Зеппелины были хедлайнерами практически во всех своих концертах. Atlantic Records сделал серьёзную ставку на команду, так как тираж первого альбома подбирался к статусу «золотого» — то есть это 500 тысяч проданных экземпляров на территории США (без учета Канады).

В этом турне группа встретила горячий прием от американской публики – все концерты были успешно распроданы, а желающих попасть на выступления было еще больше, чем предлагаемых билетов. Отметим, что группа впервые посетила Канаду – два концерта прошли в Эдмонтоне и Ванкувере. Но наибольший успех ждал в Чикаго и Бостоне! Выступление в Бостоне 19 мая в отличном аудио качестве есть на youtube!

В коротких паузах в турне группа не отдыхала, а продолжала записывать материал ко второму альбому – 29 апреля в Лос Анджелесе в студии A & M была полностью закончена Whole Lotta Love (дебют этой композиции на сцене прошел 26 апреля), 6 мая там же прошли репетиции нескольких версий Moby Dick, 10 мая – записана окончательная версия Bring It On Home, а 21 мая – отрепетирована Heartbreaker. Окончание турне пришлось на два выступления в Нью Йорке и вся команда осталась в Большом Яблоке еще на три дня – там были окончательно записаны четыре композиции – Heartbreaker, What Is And What Should Never Be, Ramble On и Moby Dick. По пути группа успевала записывать еще какие-то фрагменты в студиях Ванкувера и Мемфиса. Вместе с Зеппелинами по стране носился Эдди Крамер, который был выбран Пейджем на запись второго альбома.

Еще один интересный факт — 7 мая Пейдж затащил Бонзо поучаствовать в записи пяти композиций для альбома Lord Sutch & Heavy Friends. Дэвид Эдвард Сатч был давнишним приятелем Пейджа. Понятное дело, что и сам Джимми там отметился.

А по поводу самого турне можно отметить такое событие – 25 мая в Мэриленде Зеппелины играли на одной площадке с The Who (на мой взгляд одной из самой выдающихся команд в истории рок-музыки!), причем Пейдж и компания играли перед Питом Таунсендом и его друзьями. Перед Зеппелинами, в свою очередь, выступал Джо Кокер. На афише этого выступления наши герои были напечатаны под милым именем Lead Zeppelin. Эта же троица и в том же порядке играли и в заключительном (для Зеппелинов) выступлении в турне 1 июня в Сент Луисе. Дальше дороги Пейджа и Таунсенда разошлись – Пейдж со своими отправился в студию, а Таунсенд – в дальнейшее турне, а потом и в Вудсток.

После возвращения на родину, последовал небольшой отдых, но Пейдж его успешно проигнорировал – он договорился о новом выступлении на радио ВВС, кое и состоялось 16 июня.

Джимми с завидным мужеством и энергией продолжал продвигать команду всеми ему известными способами.

19 июня группа появилась в Париже для участия в ТВ-шоу Tous En Scene. В этом благотворительном концерте Зеппелины оказались единственной рок-группой и группой вообще.

24 июня – вновь ВВС, а 25 июня в Morgan Studio были записаны окончательные версии композиций We’re Gonna Groove, Living Loving Maid и Thank You.

27 июня «живое» полноценное выступление на ВВС в театре Плейхаус в Лондоне в присутствии приблизительно 500 зрителей, а уже на следующий день группа играла на фестивале в Бате, который стал после этого регулярным событием музыкального лета в Британии.

Бат 1969. Ровно через год Зеппелины отсюда начнут покорять весь мир.

А 5 июля выступлением на фестивале в Атланте, Зеппелины начали свой третий в этом году американский тур. На этот раз им довелось играть на больших открытых площадках, и даже на стадионах, так как группу приглашали выступать в довольно-таки большом числе музыкальных фестивалей, которые этим летом проводились в Штатах. Кульминацией этой фестивальной лихорадки в августе стал легендарный фестиваль в Вудстоке, где наших героев в списке участников не оказалось. Увы. Зато они «засветились» на очень представительном Texas International Pop Festival в Далласе, в компании с Creedence, Grand Funk и Ten Years After.

Пейдж с Крамером, который вновь с пленками второго альбома «нарезал» круги по Штатам вместе с нашими друзьями, смогли 5 августа в нью-йоркской студии A & R записать окончательную версию The Lemon Song.

Разумеется, не обошлось здесь и без Планта, Джонса и Бонзо.

После Техасского Фестиваля, группа вернулась в Британию, и тут Пейдж впервые за год позволил себе отдохнуть. Он отправился на юг Франции (вместе с Плантом и его семьей), а потом еще на две недели в Марокко. Джимми с нетерпением ждал результатов ежегодного голосования в Melody Maker. Результаты его фундаментально разочаровали – Led Zeppelin оказались упомянутыми всего в одной категории – Надежда Британского Рока. И то – на третьей позиции. Зато Jethro Tull, с коими Зеппелины играли несколько концертов в августе в США, по ходу дела меняясь местами в порядке выступления, оказались вторыми в списке Лучшая Группа Мира, сразу за The Beatles.

Продолжение

9 июля 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here