Февраль 69-го, один из последних концертов первого американского турне

Андрей Беспамятнов

Начало

Если предыдущая глава могла кто-то разочаровать, то в дальнейшем даже самые отъявленные пессимисты преисполнятся гордости и за Джимми, и за его группу –Led Zeppelin, которая со временем превратилась в самую выдающуюся «живую» группу всех времен и народов. И герой этого повествования, приложил к этому огромные усилия, став по сути основным режиссером и продюсером «живых» выступлений группы. Именно благодаря усилиям Пейджа, во время концертов каждый из участников смог найти свое персональное место в палитре общего звучания команды, именно благодаря Джимми, и Джонси, и Бонзо получили свои персональные (можно сказать, почти сольные) концертные номера, именно Джимми смог правильно (как звукорежиссер) сбалансировать звучание команды на сцене и ему хватило ума и такта, несмотря на свою гениальную игру, не тянуть одеяло на себя и устраивать заведомые перекосы в свою пользу в композициях группы. Он был самым горячим сторонником использования всех передовых звуковых и световых эффектов на сцене (достаточно сказать, что именно Пейдж попросил Гранта провести тщательное исследование на предмет влияния лазерных установок на глаза зрителей. Был такой слушок в 70-х, что лазеры выжигаю глаза. И получив отрицательный, в смысле влияния, ответ, потребовал закупить несколько таких установок для использования их на сцене. Зеппелины были первыми, кто стал использовать лазерные лучи на концертах!). Я уже не говорю, про тот факт, что у группы была самая передовая и технически совершенная аппаратура по тем временам. Пожалуй, только Pink Floyd и Emerson Lake & Palmer могли похвастаться подобными техническими новинками и безупречной (по акустике) усилительной аппаратурой. И, конечно, студии, в которых группа записывала свои альбомы – их самолично выбирал Пейдж. Именно благодаря ему, все альбомы имеют столь великолепное качество записи и до сих пор считаются эталонными.

А в целом, если суммировать всё вышесказанное, Пейдж создал группу, чьё влияние на музыку, остается непреходящим и по сей день. Популярность Led Zeppelin по-прежнему остается на феноменальном уровне. Достаточно сказать, что в 2019 году британский журнал Classic Rock предложил свои читателям выбрать лучшую 20-ку британских групп за всё время (стиль и направления команд не имели значение!). Led Zeppelin оказались вторыми – сразу после The Beatles, выше Роллингов, Флойдов, Дженесис, Квин … и еще многих других, очень достойных и популярных групп. Как говорится – «серебро» с «золотым» отливом.

Впрочем, до этого мы еще дойдем. А сейчас вернемся в 1969-й год. Первый альбом группы в США вышел 12 января 69-го, а в Британии – 21 марта.

Вот самое время и поговорить о влиянии этого альбома на тогдашнюю музыкальную сцену. На мой взгляд, именно первый альбом Зеппелинов стал предтечей стиля «хард» рок в концептуальном смысле этого слова. То есть, после выхода его в свет, «тяжелый» рок очень быстро приобрел планетарную популярность и повсеместно стало модно играть именно его. Достаточно сказать, что летом того же 69-го года, во время очередных в том году американских гастролей, Джимми отвечая на вопрос журналиста, какую музыку играет Зеппелин, ответил – “heavy rock”, и уточнил –даже скорее жесткий (hard) блюз. Бам! Выражение стало «крылатым»! В Инете я наталкивался на множество статей (форумов), где обсуждались различные аспекты возникновения стиля «хард рок», и стиля «хеви-металл», как логического продолжения тяжелого рока. С чем-то соглашусь, с чем-то нет. Выскажу свою точку зрения. На мой дилетантский взгляд, первый альбом Jimi Hendrix Experience можно считать первым (по стилистке) альбомом «тяжелого», риффового рока, но … Как всегда, есть «но». Сам Хендрикс почему-то (почему?) не стал продолжать свое творчество в этом направлении, а самое главное – в те годы, а, равно как и в два следующих года, последователей не обнаружилось. Замечательные группы Cream и Iron Butterfly клавиатура не поворачивается называть группами «тяжелого рока». А вот Зеппелины преподнесли весь набор будущих «фишек», начиная со вступительных басовых партий, смен темпа, тональностей, нарочито «выдвинутой» ритм-секции, а самое главное – скоростной, мощной и напористой игры, которая и породила то самое слово “heavy”. Зеппелины даже умудрились записать первую пауэр-балладу – You Time Is Gonna Come, которая получила своё логическое развитие в песне Thank You на втором альбоме.

Как-то так.

Это фото было в одной из предыдущих глав. Найдите, плиз, ОДНО отличие!

И отдельная тема “heavy metal”. Духовными «отцами» этого направления считают Black Sabbath. Соглашусь! Но — можете бросать в меня камни, мониторы, клавиатуру, своих подруг и домашних животных! — первые два альбома Блэк Саббат «выросли» из трех композиций — How Many More Times, Dazed & Confused и Communication Breakdown. Билл Уорд, барабанщик Саббатов, так описал свои воспоминания от первого альбома Пейджа и компании. Летом 69-го Саббаты давали концерт в Блэкпуле и оказались (после выступления) в доме одного из поклонников их группы, у которого была как раз пластинка Лед Зеппелин 1. Билл описал свое впечатление от прослушивания, как абсолютный «отвал башки», и подчеркнул, что ничего подобного он доселе не слышал, и на британской сцене ничего и близкого не было. Оззи Осборн, в своей книге «Я – Оззи!» (настоятельно рекомендую всем, особенно тем, кому нравится музыка начала 70-х), вспоминает, что первый альбом он услышал в перерыве какого-то их выступления в клубе. Пока они готовились выходить, ведущий концерта поставил первый альбом Зеппелинов. Всю обратную дорогу до Лондона Оззи надоедал гитаристу Айомми с предложениями, что надо играть так же. «Мы будем тяжелее» — сказал Тони. Кто бы спорил!

Ранее – был грех! – я считал, что альбом Лед Зеппелин 2, является «концепцией». Но теперь думаю, что все-таки первый. Уж больно хорош! Второй как бы по-экстримальнее, но логически он вышел из первого.

И еще интересный факт. К композиции Communication Breakdown японское (!!!) телевидение сняло некое подобие клипа, где группа играет (точнее имитирует игру) в студии. Редкий клип! Доступен только на любительском ДВД Led Zeppelin Early Visions. Есть большое подозрение, что это подсуетился Питер Грант со своими многочисленными и многоуровневыми связями.

И последнее, завершающее об альбоме. В выходных данных альбома (в плане авторов) отсутствовал Роберт Плант, хотя тексты к нескольким композициям он сочинил. Причина была в том, что в 67-ом году Роберт подписал контракт с CBS на выпуск пары синглов, что и было сделано. Сам контракт действовал до июня 69-го. Роберт сей факт от Гранта скрыл, а когда всё выяснилось, то Питер посоветовал Пейджу не включать Роберта в авторы альбома во избежание судебных исков от мажорного рекорд-лейбла. На основании вышеизложенных событий, Плант довольно-таки продолжительное время считал, что его из группы могут убрать и заменить другим вокалистом.

Вот с этим альбомом, и с программой выступлений, куда входили еще масса других, чужих композиций, которые группа предварительно отрепетировала в Лондоне, Пейдж сотоварищи отправились в первое американское турне в декабре 68-го года и которое продлилось до середины февраля 69-го.

Зеппелинов на «разогрев» «прицепили» к двум командам, которые были клиентами Atlantic Records – Vanilla Fudge и Iron Butterfly. Практически сразу, группа показала блестящий уровень исполнительского мастерства. Например, небезызвестный Пол Стэнли из группы Kiss (тогда он был Стэнли Бертом Айзеном), попал на выступление Зеппелинов в Нью-Йорке в феврале 69-го и вот что он вспоминал – Меня сразу поразила невероятная сыгранность команды. Плюс, что было большим сюрпризом, они уже тогда на сцене использовали разделение звука по инструментам. Контраст по сравнению с группой, которая выступал вслед за ними, был просто гигантский.

На бутлегах, записанных в тот период, конечно разделения звука не услышать, но представление об общем, очень высоком уровне, команды составить можно. Наиболее качественные бутлеги на youtube – 5 января Лос Анджелес, 23 января Бостон и 1 февраля Нью – Йорк (видимо, Стэнли был на этом выступлении).

Джимми с самого начала ключевой композицией выступления сделал How Many More Times, которая и так изначально была компиляцией, но теперь «обросла» еще целым рядом композиций, иногда доходило до 7 или 8. В таком виде — как попурри, эта вещь существовала в сет-листе вплоть до появления Whole Lotta LoveDazed & Confused, продолжительность которой в перспективе достигнет 45 минут (Лос Анджелес, март 75-го), была скорее сольным номером Пейджа. В репертуаре была и сольная вещь Бонзо, которая называлась Pat’s Delight и была посвящением его супруге Пэт. В будущем она – с небольшими изменениями – станет Moby Dick. Рецензии на выступления группы в американской прессе были просто хвалебными. Настолько хвалебными, что, когда Пейдж и его друзья вернулись в Великобританию и в марте начали выступления на родине, многие их считали американской группой.

После возвращения из Северной Америки, группа получил небольшой отдых, а 3-го марта была уже в студии ВВС на первом выступлении для этой радиостанции (всего их будет пять, вплоть до 71-го года).

14 марта Зеппелины отправились на гастроли по Швеции и Дании, где впервые появились на телевидении – 16 марта на шведском с песней Communication Breakdown (снова имитация под фонограмму), а 17-го на датском с почти полноценным получасовым выступлении. В последнем случае получилось очень занимательное зрелище, дающее полное представление о том, как играла группа в этот период.

Продолжение

22 июня 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here