Андрей Беспамятнов

Начало

В очередной – седьмой! – североамериканский тур Джимми отправился в великолепном настроении – новый альбом закончен, он ему очень нравился, группа играла в Швейцарии блестяще, о чем ему не преминул сказать сам Клод Нобс, в прошлом очень неплохой джазовый и блюзовый музыкант. Кроме того, для Пейджа дополнительным источником вдохновения послужил рассказ того же Клода, что огромная масса поклонников Led Zeppelin из многих стран Европы стянулась в окрестности Монтрё и, поскольку, билетов им не хватило, то они слушали оба выступления группы… по радио!!! Так как местная ФМ-радиостанция, с позволения Гранта, вела прямую трансляцию из Казино. Пейдж по-хорошему, был ошеломлен – проехать сотни километров только для того, чтобы на лужайке послушать любимые песни – это каким же авторитетом и любовью должно пользоваться его любимое детище!

Бостон, Плант во всем своем боевом одеянии!

Весь тур прошел под знаком просто блестящей игры Маэстро – наконец-то, стали правильно играть Since I’ve Been Loving You, сам Джимми просто блистал в Heartbreaker, Black Dog и своей любимой Dazed and Confused. Акустический сет расширился до двух композиций — That’s the Way и встреченной с огромным энтузиазмом Going to California. По ходу турне Пейдж одним глазом посматривал в сторону родины – там вот-вот должны были быть опубликованы результаты очередных опросов ММ.

На этот раз в категории «Лучшая Британская Группа» лауреатом стали Pink Floyd, вторыми стали Emerson, Lake & Palmer, а наши герои замкнули тройку триумфаторов. Причем разрыв в процентах голосовавших, между первым местом и третьим был очень небольшим. С другой стороны, во вкусах публики наметился явный крен в сторону арт-рока, который подтвердится и в следующем году. Например, в ТОП-10 вошли еще Yes и Genesis. Первое место Флойдов произвело впечатление и на американскую аудиторию – помните, я писал про концерт группы в Карнеги в феврале 72-го? Вот, это прямое следствие признания их успехов по итогам 71-го года.

Пейдж сдержанно встретил эти известия и считал, что если бы четвертый альбом вышел раньше (а его планировали на июнь — июль), то они бы снова были первыми. Ну кто его знает? История, как известно, сослагательного наклонения не приемлет. Увы.

10 и 11 сентября группа выступала, соответственно, в Сиракьюз и Рочестере. Знаете, кто разогревал Зеппелинов? Black Sabbath. Когда я впервые увидел эти инфу на одном из сайтов, посвященных «саботажникам», то не поверил, ибо ни Оззи, ни Билл Уорд в своих воспоминаниях никогда такой информацией не делились. Но Марк Роберти, в уже упомянутой мною книге, сей факт подтверждает. Никаких бы денег не пожалел, чтобы в «живую» увидеть такое совместное выступление! И это – в 1971-ом году, когда «тяжелый» рок не играл только ленивый. Ну или Дэвид Боуи. Или Марк Болан. После этих двух выступлений завернули в музыкальный колледж в Беркли, где на огромной открытой площадке в кампусе дали два великолепных концерта в присутствии почти 10 тысяч зрителей. В 2014 году колледж в Беркли признает Пейджа свои почетным профессором и проведет красочное мероприятие со всеми атрибутами – вручением диплома, речью лауреата, президиумом и т.д.

Американский тур закончили на Гавайях, откуда, после небольшого отдыха, вылетели в свое первое японское турне. Уж не знаю, что происходит с Пейджем в Японии, но тут он начинает играть на каком-то совершенно чумовом уровне. И вообще, каждый заезд в Страну Восходящего Солнца – это просто праздник какой-то! Сплошные импровизации с программой выступлений, расширенные соло почти во всех номерах, куча сюрпризов и неизменно – очень высокий уровень исполнительского мастерства! На мой взгляд, именно в Японии-71 приобрела свой окончательный вид безупречная и безотказная музыкальная машина под названием Led Zeppelin. Машина, которая вплоть до мая 75-го года не знала сбоев и неудач, и которая сделала из Зеппелинов настоящую музыкальную «живую» легенду. Здесь впервые хронометраж выступлений группы зашкалил за 3 часа непрерывного творчества. Кто-то спросит – а Бостон 26 января 69-го? Там-то было целых 4 часа. Ну, во-первых, свидетельств этому нет. Продолжительность аудио бутлега около часа. Во-вторых, там группа играла массу чужих вещей, а не собственного материала.

Вернемся в Японию. Самое запоминающееся выступление – 28 сентября в Осаке. Просто шедевр! Доступен, как и все концерты этого турне, в великолепном качестве на youtube (только аудио).

И последнее. В подтверждение «японской» теории. В 96-ом году, в феврале, Пейдж и Плант дали там турне из 10 (десяти) выступлений – послушайте и посмотрите! Ни разу сет-лист не был сыгран в одной и той же последовательности! Я уж не говорю про Маэстро – он там просто наизнанку вывернулся, настолько он там был хорош! Очень и очень хорош!

Плант и Бонзо с японскими игрушками
Плант и Бонзо с японскими игрушками

В Японии вся команда «затарилась» классной местной фото- и видеотехникой и усердно снимала всё, что попадалось на глаза. Сам Пейдж снял простенький фильм в Хиросиме (можно увидеть на youtube)

и сделал несколько уличных зарисовок в Токио и Осаке.

После возвращения в Британию, Джимми не очень-то хотелось быть дома – и жена, и ребенок казались ему уже обузой. Душа просила полета!

8 ноября в продажу поступил четвертый альбом, а днем позже ММ на своих страницах опубликовал расписание большого тура Зеппелинов по Великобритании, который начинался в Ньюкасле 11 ноября, а завершался в Солсбери во второй декаде декабря.

По инициативе Джимми на всей аппаратуре группы, на трейлерах, перевозящих эту аппаратуру, на элементах сцены, на входных билетах, флаерах и постерах были нанесены Четыре Знака, характеризующие новый альбом группы и самих музыкантов.

Лестер, Going To California
Лестер, Going To California

Продолжительность выступлений редко превышала два часа, зато акустическая часть была расширена до 4 композиций, и на одном из выступлений была сыграна совершенно новая Dancing Days. В более-менее приемлемом качестве на youtube есть 25 ноября Лестер и 2 декабря Борнмут. На выступлении в Борнмуте Пейдж решил постебать братьев Дэвис и Зеппелины исполнили You Really Got Me в абсолютно циничной форме.

В конце турне Пейдж выкроил время для работы всей группы в студии – команда усердно отрабатывала первоначальные версии No Quarter. Работа над этой композицией растянется надолго и завершится только в июне следующего года.

Пейдж вернулся домой, но ему опять не сиделось спокойно. 19 декабря в Лондоне состоялась премьера фильма Clockwork Orange Стенли Кубрика. Джимми отправился на сие мероприятие и захватил с собой Бонзо, который полфильма проспал, но настолько вдохновился одеянием Малколма Макдауэлла и его банды, что потребовал сделать себе аналогичное (с котелком!) и вовсю щеголял в таком виде во время американского турне 75-го года. К тому моменту фильм Кубрика обрел просто всемирную популярность и известность, и стал считаться классикой кинематографа.

Заводной Апельсин Макдауэлл, он же Калигула в недалеком будущем
Заводной Апельсин Макдауэлл, он же Калигула в недалеком будущем

Пейдж, оставив в Лондоне семью, выехал почти на целый месяц в Болескин-Хаус, где под его чутким руководством строилась достаточно мощная домашняя студия, которая вскоре станет любимым местом препровождения времени для него. В январе72-го студию оценил Джонси, который гостил у Джимми почти две недели, а потом там появились и Роберт с Бонзо.

Вскоре группа арендовала студию в Лондоне и начала интенсивные репетиции к первому австралийскому турне, намеченному на февраль. Справедливости ради, турне превратилось только в австралийское по стечению обстоятельств, так как начинать выступления было намечено в Сингапуре, но туда группе въезд был запрещен по причине длины их волос. Поэтому в турне осталась Австралия (целый континент, на секундочку) и Новая Зеландия.

3 августа 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here