Вилли Диксон во всей красе

Андрей Беспамятнов

Начало

Уж сколько копий было сломано вокруг вопроса плагиатор Джимми или нет? Уж сколько судов состоялось (например, только по песне Stairway To Heaven состоялось два судебных процесса, одна апелляция, последняя из которых имела место совсем недавно и закончилась безрезультатно для Истца – представителей покойного ныне гитариста Рэнди Калифорния и победой ответчиков – Джимми Пейджа и Роберта Планта), тем не менее вопрос и ныне не исчерпан. Существует даже издевательское мнение, что Led Zeppelin это великая кавер-группа, а не просто великая группа. Имеют место быть целые сайты в Инете, где заинтересованные личности – нота за нотой! – разбирают едва ли не всё творческое наследие Пейджа времен Led Zeppelin и радостно потирают руки – Вот, вот и здесь украл! Негодяй!

Ну мы здесь собрались не обличать Пейджа (во всяком случае, точно не я!), а вот попытаться разобраться не мешало бы. Ниже по каждому случаю потенциального или явного плагиата я выскажу свою точку зрения. Понравится она кому-то или нет – это уже вопрос вкуса. Или цвета?

Итак, начнем.

Про Dazed & Confused я уже высказался ранее. Считаю этот случай ОДНОЗНАЧНЫМ плагиатом. И пусть не смущает, что версия Пейджа в два раза больше по продолжительности, и что Роберт полностью изменил смысл стихов в композиции (а он писал текст, но в авторах не указан, почему, я поясню ниже). Ничего это не спасает.

Мелодическая линия заимствована полностью, и даже заимствован тот нерв, который Джейк вложил в эту композицию.

Продолжим о неприятном.

Далее наступает очередь Берта Дженша (Bert Jansch). В некоторых источниках – Берт Йонч, ибо он был вовсе не шотландского происхождения, а немцем, переехавшим с родителями в Шотландию. Берт был просто блестящим акустическим гитаристом! Сначала он выпускал (начиная с 65-го года) сольные альбомы, потом познакомился с другим великолепным «акустиком» Джоном Ренберном. В 66-ом они записали совместный альбом, а два года спустя создали потрясающую фолк группу Pentangle. Всем любителям очень красивой и нестандартной музыки рекомендую! Просто удивительно, как я такую прекрасную команду пропустил мимо в 70-х. С другой стороны, мне тогда нравилось побыстрее и пожестче (это я сейчас не про секс). Группа (с основным женским вокалом!) просуществовала до 73-го года, потом пережила реинкарнацию в 84-ом, но это было уже не так интересно. На youtube есть на видео их выступления – 1968 год на норвежском ТВ, 1970 в Лондоне на ВВС и 72-й год с программой Captured Live. Смотрите и наслаждайтесь! Так вот, на альбоме Берта 66-го года Jack Orion есть композиция Black Waterside с указанием автора – traditional, то есть – народная.

Этот факт позволил Джимми использовать эту композицию для создания собственной – Black Mountain Side. На мой взгляд, Пейдж «передрал» большинство ходов Берта, сыграв может быть с бОльшей виртуозностью, но … Думаю – плагиат. И еще о Дженше. Ныне его, увы, нет с нами. Последние годы его жизни сопровождались почти перманентным пьянством, не знаю можно ли его сравнить с Михаилом Ефремовым, но закончил человек трагически. Увы.

На совместном альбоме Берта и Джона есть композиция The Waggoner’s Lad, которая уж очень смахивает на Gallows Pole. Там тоже указано traditional, но это инструментал, тогда как Gallows Pole это песня. Какие-то моменты были позаимствованы Джимми, но плагиатом бы я это не назвал. Немного тональности другие.

Дабы закончить с Gallows Pole, вспомним что у Leadbelly есть вещь под названием Gallows Pole.

Вот здесь было бы очень похоже на плагиат, даже Плант только слегка изменил текст, но – в защиту Джимми – Пейдж блестяще использовал принцип полифонии (о чем еще поговорим) и превратил эту композицию в шедевр!

 

Хаулин Вулф

На третьем альбоме Led Zeppelin есть замечательная композиция Friends. Она здорово напоминает композицию (песню) As You Said группы Cream с альбома Wheels Of Fire. Похожие мотивы, но все-таки в Friends у Пейджа больше своего, хотя сама структура композиции явно им позаимствована, да и основная тема просматривается.

Travellin’ Riverside Blues – Robert Johnson. И Пейдж, и Плант считали эту трагическую фигуру черного блюза из Дельты, своим духовным отцом. На сессиях ВВС и на промо-ролике Джимми выпустил композицию с аналогичным названием, взяв за основу только несколько аккордов, а остальное он радикально поменял – и структуру, и ритм, сделав из песни «конфетку». Вряд ли это плагиат.

Never — Moby Grape. Роберт Плант был горячим поклонником группы Moby Grape. В этой композиции находят сильное сходство с бессмертным блюзом Зеппелинов Since I’ve Been Loving You. Соглашусь, но только в отношении начальной части песни, а дальше они кардинально расходятся. Плант немного поменял текст только в начале, а дальше его лирика совсем о другом.

In My Time Of Dying – Bob Dylan. На шестом студийном альбоме Зеппелинов Physical Graffiti есть просто убойная композиция с названием In My Time Of Dying. Кстати, самая продолжительная студийная запись группы – более 11 минут. Поэтому с 2-х минутной версией Боба Дилана с его дебютного альбома очень тяжело сравнивать, тем более, что у Дилана всего куплет, а Плант их (куплетов) накатал целых четыре. И опять же в авторстве – у Дилана – traditional, чем наш герой и воспользовался. Скорее «нет», чем «да».

Jesus Make Up My Dying Bed – Blind Willie Johnson. Снова речь о In My Time Of Dying. Здесь немного посложнее. Тем более, что фразу, вынесенную в заголовок, Плант использует в песне несколько раз. Пейдж, как и Слепой Вилли (чуть не написал Слепой Пью, Роберт Льюис Стивенсон привет!) использует слайд, но в целом ситуация, как и с

Travellin’ Riverside Blues – нет, просто источник вдохновения.

Drop Down Mama – Sleepy John Esters. Здесь речь идет о вступительной композиции все того же шестого альбома Custard Pie. Оценка, как и выше – скорее «нет», с небольшими заимствованиями.

Группа Pentangle. Берт второй, после вокалистки. Джон — предпоследний.

When The Levee Breaks – Memphis Minnie. Мемфис Минни была едва ли ни единственной женщиной в стиле блюз (правда, с ОЧЕНЬ мужским голосом!), активно гастролировавшей и выпускающей аудиозаписи в период 20-х – 40-х годов. Текст этой песни «слизан» просто один в один. В музыкальном-же смысле, Пейдж поменял всё, а Бонзо же полностью «перекроил» размер. Скорее «нет». В целом получился ШЕДЕВР, за такие композиции памятники надо ставить, а не в суды таскать!

Nobody’s Fault But Mine – Blind Willie Johnson. И опять с текстом засада – изменения Плантом были внесены минимальные, зато по музыке это едва ли не самый сильный номер седьмого студийного альбома Зеппелинов PresenceНа мой взгляд – нет!

Baby I’m Gonna Leave You – Anne Brendon. С этой композиции, можно сказать, стартовал Led Zeppelin как проект. Как мы помним, и Джимми, и Роберт «запали» на версию этой вещи в исполнении Джоан Баэз. Сама Джоан указала в авторах traditional, так как была в этом искренне уверена. Однако в 80-е, уже после падения Дирижабля, объявилась некая Энн Брендон, которая доказала в суде, что именно она автор этой вещи. До суда с Пейджем не дошло, но с тех пор во всех переизданиях первого альбома (включая девять коробок, которые выпустил Пейдж в период 2014 – 2015 годов), Энн неизменно указана в исходных данных. Значит и гонорар ей полагается. Получается «да».

How Many More Years – Howlin’ Wolf. Здесь речь идет о How Many More Times c первого альбома. Текст Плант поменял существенно, а Бонэм изменил размер, сделав его из ровного «рваным». Плюс Пейдж включил туда фрагмент известной композиции The Hunter, плюс добавил базовый рифф из Smokestack Lightning все того же Вулфа. Получилась вроде как компиляция. Так что – «нет»! За компиляции не судят.

The Lemon Song — Howlin’ Wolf. Увы, но здесь речь идет о прямом плагиате. И текст позаимствован, и сама музыкальная структура. Вулф ушел от нас в 76-ом году, но с Пейджем не судился. Удивительно!

I Can’t Quit You Baby – Willie Dickson. Конечно, версия этого фантастического блюза, записанная на первом альбоме Зеппелинов, потрясает до глубины души. А если еще и учесть, что Плант поет значительно лучше Вилли, а Пейдж играет на гитаре тоже значительно лучше Вилли, но … Платон мне друг, но истина дороже! Плагиат!

You Shook Me — Willie Dickson. Н-да, порезвился Джимми на Вилли, ничего не скажешь. Но как мы помним, что впервые эту вещь он услышал при записи альбома Джеффа Бека и его группы. Знал ли Пейдж, чья это вещь в оригинале или не знал, покрыто мраком. Во всяком случае, у Бека в исходных данных альбома обозначен Вилли. Но и версия Бека близка к оригиналу, чего не скажешь о версии Пейджа. Он превратил ее в мощный утяжеленный блюз с могучими клавишами Джонса (клавишный дебют Джонси за Дирижабль!). Поэтому скорее «нет». Интересно, что, когда Пейдж с Грантом были в Нью-Йорке на переговорах с Атлантиком, Пейдж посетил концерт Джеффа Бека и его группы, которые тоже оказались в Большом Яблоке. В гримерке Пейдж усердно нахвалил свой первый альбом, напирая на фантастические способности Планта и Бонзо. Когда дело дошло до прослушивания, то Бека просто «прибило» наличие этой вещи на альбоме. Он взглянул на Пейджа, тот свои глазки опустил. Но потом Джимми извинился, сославшись на то, что этот блюз ему сразу очень понравился, но у него не было времени предупредить Джеффа. Вот так.

Роберт Джонсон. Фото отретушировано.

You Need Love – Willie Dickson. Джимми сочинил Whole Lotta Love, держа в уме эту композицию Вилли, но в музыкальном смысле это совершенно разные композиции, чего не скажешь о тексте, который практически не претерпел изменения. Разве что Плант, добавил один куплет. Один мой друг, проживающий ныне в Питере, как-то давно мне сказал по поводу этой вещи Зеппелинов – Знаешь, когда я её слушаю, то появляется ощущение, что у меня выросли крылья! Наверное, соглашусь. Поэтому, скорее «нет». Иногда еще ссылаются на версию группы Small Faces – You Need Loving. Это уже перебор. Там всего один фрагмент в конце – и то с большой натяжкой! – можно указать, как на совпадающий.

Stairway To Heaven. Ну вот мы и добрались до последней, но самой нашумевшей, истории. Итак, речь идет о композиции Taurus с дебютного альбома группы Spirit.

Автор композиции – гитарист Рэнди Калифорния, который скончался в 1997 году (грустный факт, но это важная деталь!). Злопыхатели Пейджа утверждают, что Джимми услышал эту композицию еще в 69-ом году, когда Led Zeppelin, гастролировали по Штатам и выступая на многочисленных летних фестивалях, где-то пересеклись со Спирит, ну и дальше Пейдж чего-то там позаимствовал. Ок, разберемся. Действительно, Зеппелины трижды играли вместе со Спирит летом 69-го года – имеется ввиду, что они трижды были в списках участников фестивалей, но могли выступать в разные дни. Тогда фестивали были в основном двухдневными, но, например, тот же Вудсток был три дня, а Техаский поп-фестиваль в августе того же 69-го тоже три дня. Так вот, Спирит и Дирижабль играли вместе 5 июля на Atlanta Pop Festival, 27 июля на Seattle Pop Festival и 31 августа на Texas International Pop Festival. Версия пока работает. Однако ни на одном из своих выступлений Спирит не играли Taurus!!! В этом легко убедиться – все выступления Спирит на этих фестивалях в отличном качестве в аудио формате доступны на youtube! Упс! Мог ли Пейдж услышать эту вещь в другой обстановке? Запросто, учитывая, что у него огромная коллекция винила. Другие сторонники теории о плагиате выдвинули версию, что в январе 69-го Спирит и Зеппелины играли вместе в одной связке в зале Филлмор Вест, Лос Анджелес. При этом Пейдж и компания открывали шоу перед Спирит. К этому присовокупляют тот факт, что в репертуаре Led Zeppelin была композиция Fresh Garbage, авторство которой принадлежит одному из участников Спирит (но не Рэнди). Ага, вроде как поймали. Но суды, состоявшиеся сначала в 2014 году, затем в 2018, а потом еще и аппеляционный суд в 2020 (в феврале), так не посчитали. После тщательного аудио анализа, а так же опроса Пейджа и Планта, как авторов Stairway To Heaven, суд признал претензии душеприказчика Рэнди (то есть, за всем этим скрывалась типовая юридическая разводка на деньги – либо с этих, либо с этих, но что-нибудь да капнет!) не состоятельными. И последний аргумент – Рэнди был музыкантом, ФМ-радиостанции, которые были очень популярны в 70-х он, наверняка, слушал. Жил безвыездно в Штатах, где в период 1971 – 1975 годов Stairway To Heaven крутили чуть ли не ежесуточно. Так чего же он тогда, при своей жизни, не подал в суд? Правильно – он понимал, что шансов нет. А говорить в кругу друзей и знакомых можно много чего.

Слепой Вилли Джонсон.

Вот и всё.

Получилась самая объемная глава.

Спасибо, что дочитали до конца.

Больше такое не повторится – буду более кратким!

Продолжение

14 июня 2020 года

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Плагиат , не плагиат ? Какая разница ? Это же Zepppppppppppp ! Лучшая группа всех времён и народов ! Так заплагиачивать не умеет никто ! Звук , Мощь , Энергия ! Во Веки Веков , LED ZEPP !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь