XYZ [ЭксУайЗи] — один из самых известных несостоявшихся музыкальных проектов; недолго просуществовавшая супергруппа, в которую входили Джимми Пэйдж, Крис Сквайер и Алан Уайт.

Джимми Пэйдж [Jimmy Page, гитарист, ex-Led Zeppelin]: «XYZ значит ‘eX-Yes-&-Zeppelin’. Забавно, да? Это Крис придумал.»

Некоторые источники утверждают, что в проект также входил Дэйв Лосон [Dave Lawson, клавишник и вокалист, ex-Web, Samurai, Episode Six, The Alan Bown Set, Greenslade, Roy Harper, Stackridge], который позже работал с Пэйджем над саундтрэком к ‘Желание Смерти II’ [Death Wish II].

Дэйв: «Это я свёл Джимми с Крисом и Аланом.»

Это странно, но Лосона ни разу не упоминают остальные участники проекта в своих интервью на эту тему. Он действительно работал со Сквайером и Уайтом до начала их работы с Пэйджем, и именно он, впервые, завёл с ним речь о возможном проекте, незадолго до Рождества ’80.

Джимми: «Ко мне обратились через посредника (смеётся), который играл с Крисом и Аланом. Я испытывал уважение к музыке Yes, она у них такая выверенная, точная.»

Дэйв: «Я сказал, что мы пытаемся что-то сделать. Возможно на горизонте новая группа и нужен гитарист. Джимми сказал, что ему ‘это могло бы быть интересно’ — ‘Я это не только то, что я делал в Zeppelin, я могу играть и другую музыку, у меня даже есть гитарный синтезатор.»

Сквайер и Уайт излагают свою версию немного иначе.

Алан Уайт [Alan White, барабанщик, ex-George Harrison, Ginger Baker Air Force, Terry Reid, John Lennon, Yes, итд]: «Мы тогда нередко пересекались с Джимми на вечеринках в Лондоне.»

Крис Сквайер [Chris Squire басист, клавишник, вокалист, ex-Yes]: «Джимми купил дом у реки в Суррее [Surrey] по соседству с моим. Когда Zeppelin распались, я спросил, не хочет ли он поиграть вместе.»

Джимми: «У меня тогда была cвоя студия [The Sol Studios, Cookham, Berkshire]. Я подумал, это вызов, который стоит принять. Я не буду где-то скрываться, свернувшись в позе эмбриона.»

Крис: «Джимми был в глубокой депрессии из-за смерти Джона [John Bonham, барабанщик Zeppelin], и я решил хоть как-то помочь. Я сказал, ‘Давай попробуем сделать что-нибудь вместе.»

Джимми: «Это был мой первый проект, первое, что я сделал после того как мы потеряли Джона.»

Алан: «Крис позвонил: ‘Джимми Пэйдж, хочет, чтобы ты приехал поиграть к нему в студию’. Мы собрались вместе и поиграли. Звучало неплохо.»

Учитывая тот факт, что у Лосона не было проблем с субстанциями, есть основания полагать, что его версия развития событий наиболее точна.

Дэйв: «Дэйв: «Когда Yes распались, Крис был не в лучшей форме. У него, как и у Джимми, были серьёзные проблемы с походным порошком*.

У Джимми проблемы были не только с кокаином, далеко не только**. А я был чистым. Я мог покурить марокканский Вудбайн***, но кокс мне никогда не нравился. Бокал красного вина и сигара — вот и всё что мне надо. Не люблю терять почву под ногами.»

Как бы то ни было, встретившись, музыканты почувствовали нужный вайб и начали сессии, часть которых была записана.

Алан: «Это продолжалось примерно 2 месяца, и послужило началом для некоторых песен, которые потом появились на новом альбоме Yes.»

Дэйв: «Я свёл их вместе, и они записали несколько трэков без моих клавишных.»

Алан: «Там был инженер и он что-то записывал. Всего было 4 или 5 песен.»

Стюарт Эппс [Stuart Epps, инженер студии Сол, принадлежащей который сидел за пультом]: «Сессии продолжались неделю. Эти парни — сумасшедшие, но они были сосредоточены на создании хорошей музыки, это было видно.»

Джимми: «У них были интересные идеи. У меня тоже был кое-какой материал.»

Алан: «В основном, то, что мы записали, сочинили мы с Крисом.»

Крис: «Джимми особо не заморачивался с написанием материала. Он просто хотел поиграть.»

Джимми: «Эти парни очень, очень хороши, так что мне пришлось постараться. Получилось очень интересное сочетание — очень хорошая музыка.»

Алан: «Это было в духе ‘Zeppelin встречается с Yes’. Довольно необычно.»

Существует неофициально выпущенная демо-запись четырёх песен XYZ, состоящая из двух инструментальных композиций и двух песен с вокалом Сквайера.

Крис: «Большинство песен были моими, хотя и Джимми вносил кое-что. И только я один пел на них.»

Инструментал #1 был позже переработан и стал частью ‘Mind Drive’ с альбома Yes ‘Keys to Ascension 2’ ’97.

Крис: «Я полностью написал эту вещь. Джимми просто играл мою музыку.»

Это напоминает некий набросок, бесконечный отрывок одного и того же риффа. Песня слишком монотонна. На протяжении долгого времени, ничего не происходит, и, вдруг, когда появляется надежда на некое развитие, всё возвращается на круги своя и так далее.

Инструментал #2 был частично использован Пэйджем в песне The Firm ‘Fortune Hunter’ с альбома ‘Mean Business’ ’86.

Крис: «Джимми принёс этот рифф, это полностью его тема.»

Возможно лучший момент этих сессий. Никакого прога. Алан играет в роковом ключе и Сквайр создаёт мощный грув. Джимми использует гитарный синтезатор Роланд на заднем плане и би-бендер. Местами, в медленных частях, гитара навевает ассоциации с ‘Carouselambra‘ и ‘In The Evening‘ с ‘In Through The Out Door‘ Zepppelin ’79, и соло слегка напоминают соло в таких песнях как ‘Walter’s Walk‘ с посмертного альбома Zeppelin ‘Coda‘ ’82.

В целом, обе инструментальные вещи довольно рудиментарны, это скорее сырые джэмы, некие заготовки, чем законченный продукт.

‘Can You See’ (или ‘And (Do) You Believe It’) с вокалом Сквайера, пытающимся быть Джоном Андерсоном [Jon Anderson, ex-вокалист Yes]. Позже появилась под названием ‘Can You Imagine’ на альбоме Yes ‘Magnification’ 2001.

Она начинается с многообещающей вкрадчивой гитары, которая, к сожалению, вскоре куда-то пропадает. Это уже более законченная композиция с наложениями, неплохим гитарным соло и т.д. Возможно ей не хватает яркости и скорости, но это явный прототип звучания Yes в ’83 — припопсованный прог. Можно легко представить как Андерсон поёт её на ‘90125’.

‘Telephone Secrets’ (или ‘Telephone Spies’) тоже неплохо звучала бы если бы её спел Джон Андерсон. Вступление Пэйджа ласкает слух. С несколько более светлым вайбом, она прекрасно вписалась бы в ‘90125’. Песня построена вокруг массивного приглушённого риффа и включает продолжительный джэм, в котором местами есть интересные моменты. Она появляется на Yes ‘Drama’ ’80, издания Deluxe Edition как ‘Song No.4 (Satellite)’.

Алан «Думаю, что, кроме мастер-плёнки, есть ещё только две кассеты, у меня и у Криса. Он куда-то задевал свою, но моя на месте.»

Крис: «Эти демо-записи есть на YouTube — они каким-то образом ускользнули из студии, с помощью инженера, или кого-то там ещё.»

Дэйв: «Эту запись, которую сделал Найджел Люби [Nigel Luby, друг и персональный дорожный менеджер Сквайера, звукоинженер и продюсер], потом украли из его машины. Были сделаны копии, потом копии с копий, потом копии с копий копий итд. Я видел запись на YouTube, звук просто ужасный.»

По словам Уайта и Сквайера, Пэйдж пытался привлечь к проекту Роберта Планта [Robert Plant, вокалист, ex-Led Zeppelin], который присутствовал на одной репетиции XYZ, (предположительно 28 февраля ’81), но интереса к сотрудничеству не проявил.

Алан: «Нас было трое, и Джимми не переставал звонить Роберту и говорить как классно всё идёт, и что ему стоит к нам присоединиться. В конце концов, Роберт приехал, послушал и решил, что для него это ‘слишком сложно’.»

Крис: «Роберт был более рок’н’ролльным певцом.»

Пэйдж, помнит всё это совершенно иначе. Вернее, он, видимо, вообще не помнит присутствие Планта на сессии.

Джимми: «Было ясно, что тот же самый посредник, что вёл переговоры со мной, обращался и к Роберту, но того это нисколько не заинтересовало.»

[Именно так действует на память ‘походный порошок’]

Тем не менее, и Уайт и Сквайер, говорят о том, что Плант действительно приезжал в студию, и именно его отказ, вкупе с действиями менеджмента, послужили причиной краха проекта.

Крис: «Мы делали песни в (отстукивает 5 ударов)…Там была одна вещь, я её написал, так вот, она была почти как военный марш, 7/4, который предполагал использование оркестра, и, наверное, когда Роберт услышал всё это, он подумал, ‘Во что я здесь собираюсь ввязаться?

Но если серьёзно, для Роберта эта затея была преждевременной. Он был не готов. Слишком мало времени прошло с тех пор, как Бонэм покинул этот мир. Вот поэтому ничего и не вышло.»

Алан: «Как только мы все начали относиться к проекту серьёзно, Питер Грант [Peter Grant, экс-менеджер Zeppelin, на тот момент, менеджер Пэйджа] и Брайан Лэйн [Brian Lane, экс-менеджер Yes, на то момент, менеджер Сквайера и Уайта] сразу оказались вовлечены в процесс и никак не могли договориться. Они этот проект и похоронили.»

Алан: «Могла бы получиться один только Бог знает какая группа, если бы Роберт согласился, но всё сошло на нет, как только менеджеры взялись за дело, подняли эту возню и всё такое.»

После этого, интерес участников быстро пропал и они занялись другими проектами. В дальнейшем события развивались следующим образом:

В конце августа ’81, режиссёр Майкл Уиннер [Michael Winner], предложил Джимми Пэйджу написать музыку к фильму ‘Желание Смерти II’ [Death Wish II]. Саундтрэк, в котором при желании можно услышать отголоски сессий XYZ, добрался до #40 в Британии и #50 в США.

В октябре ’81, Сквайер и Уайт записали рождественский сингл ‘Run With The Fox’, с Дэйвом Лосоном на клавишных, текстом Питера Синфилда [Peter Sinfield, поэт и автор песен] и вокалом Сквайера.

В январе ’82 Сквайер и Уайт собрали Cinema с Тревором Рабином [Trevor Rabin, гитарист, ex-Rabbit]. По некоторым свидетельствам, несмотря на то, что Рабин был их основным автором, он также пытался переработать материал XYZ для новой группы, и они начали готовить выпуск альбома.

С приходом Тони Кэя [Tony Kaye, ex-Yes, Flash, Badger, Detective] и Джона Андерсона, Cinema были реформированы как Yes, и записали ‘90125’ в ’83 [#5 в США и #16 в Британии].

Джимми Пэйдж присоединился к Yes на концерте в Вестфаленхалле, Дортмунд, Германия во время исполнения ‘I’m Down’ The Beatles, 24 июля ’84.

В 2015 Пэйдж сказал как-то, что ‘хотел бы заняться записями XYZ’.

Джимми: «Я хотел связаться с Крисом и Аланом.»

Алан: «Я недавно встретился с Джимми на одном мероприятии и мы поговорили. Он сказал, ‘Хочу откопать эти плёнки, закончить их и выпустить. Я сказал, ‘Я — за. Звони в любое время.’

Крис: «Я бы не стал возражать. Но над ними надо будет серьёзно поработать.»

Алан: «Надо позвонить Джимми и сказать ‘Давай уже закончим эти плёнки.’ Может быть мы уговорим Роберта спеть на них. Это было бы потрясающе.»

[Из книг When Giants Walked the Earth 10th Anniversary Edition: A Biography of Led Zeppelin by Mick Wall, St Martin’s Griffin, 2019; интервью Уайта, Сквайера и Пэйджа]

Примечания:

* [Bolivian marching powder] — кокаин
** речь идёт о героиновой зависимости Пэйджа
*** Moroccan Woodbine — джойнт, косяк, сигарета с марихуанной. Вудбайн — марка британских сигарет

автор+перевод ©2020 Sharkcaller

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь