Андрей Беспамятнов
Скандинавские гастроли проходили под названием Yardbirds или The New Yardbirds, при этом Пейдж продолжал лихорадочно искать подходящее название для своей группы. Материал на концертах был частично ярдбердовский – Dazed & Confused, White Summer (инструментальная композиция Джимми, которую он сочинил еще в 67-ом году) и Train Kept A Rollin’. Из нового (немного наспех отрепетированного материала) играли You Shook Me, Babe I’m Gonna Leave You, How Many More Times и великолепный блюз I Can’t Quit You Baby. К сожалению, никаких бутлегов с этих гастролей не сохранилось, поэтому сказать что-либо определенное об уровне игры новой команды Пейджа пока невозможно. Сохранилась всего одна запись, 15-го сентября в Гетеборге, Швеция, где была сыграна I Can’t Quit You Baby.
Кстати, о бутлегах. Здесь и далее, я буду рассказывать о большом количестве выступлений Led Zeppelin с коротким анализом этих самых выступлений.Практически все они (концерты) доступны на Youtube, где их можно услышать или даже увидеть. При этом я буду указывать на качество выставленных концертов по шкале от 1 до 5, где 5 – это запись с пульта (т.н. саундборд), а 1 или 2 – запись с аудитории плохого (или очень плохого) качества. Соответственно, 3 или 4 – это аудиторные записи, но прошедшие качественный апгрейд.

Гастроли начались 7 сентября, а завершились 17 числа того же месяца, при этом до Норвегии и Финляндии группа не доехала. После возвращения в Лондон Джимми наконец-то отправил всех в студию, где решил записать первый альбом. Этой студией была недавно открытая Olympic, которая в тот момент считалась самой навороченной в Королевстве. Запись профинансировал сам Джимми – около 1800 (старых) фунтов, и вроде как немного поучаствовал деньгами Джон Пол Джонс.
Запись первого альбома всего заняла по времени 30 СТУДИЙНЫХ часов, которые растянулись на период с 20 сентября по 10 октября. Ниже я приведу по датам список готовых композиций (т.е. финальные миксы, которые непосредственно пошли на винил). Эти даты (по большей части) я взял из книги Марка Роберти –Led Zeppelin Day By Day, а частично – не сочтите за нескромность! – результаты моих личных поисков. Итак,
27 сентября — Babe I’m Gonna Leave You и You Shook Me.
3 октября – You Time Is Gonna Come, Good Times Bad Times, Communication Breakdown, How Many More Times и Dazed & Confused.
7 октября – Black Mountain Side и I Can’t Quit You Baby. В композиции Black Mountain Side вместе с Пейджем и Бонзо, играет на табле индийский перкуссионист Вирам Ясани.
10 октября – была отрепетирована, но не закончена композиция Tribute To Robert Burns (которая позже стала именоваться Baby Come On Home, немного безликая и совершенно попсовая вещь, в духе мейнстрима конца 60-х). В тот же день Пейдж усердно репетировал в новой аранжировке White Summer и испытывал горячее желание включить эту композицию в первый альбом, но потом передумал.
Звукорежиссером записи выступал приглашенный самим Джимми Глин Джонс. Несколько раз в студии Пейдж подсказывал Глину те или иные вещи, советовал, как сделать лучше. Джонс то ли по наивности, то ли по незнанию о звукоинженерных способностях Джимми, до определенного момента не обращал на замечания нашего героя никакого внимания, но потом, после одного случая с требованием Пейджа пустить ленту с записью наоборот и наложить на прямой звук, немного оторопел. И был даже шокирован, ибо задумка Пейджа удалась на все сто. С этого момента Джимми решил про себя, что для всех дальнейших записей альбомов группы, будет использовать разных звукачей – это чтобы потом никто не заявил, что это он «вырулил» звук Led Zeppelin!

4 октября Джимми был в другой лондонской студии, где он помог Бэрри Райану записать песню Eloise, а с 13 по 15 октября, когда Бонзо, Роберт и Джонси получили долгожданные выходные, Пейдж записывал с группой Cartoone их дебютный альбом “Cartoone”.
Весь квартет продолжал выступать (в том числе и в период студийной работы) по разным клубам Королевства, добравшись, в том числе, и до клуба Marquee, о чем свидетельствует запись в журнале клуба от 18 октября 1968-го года, которую я лично лицезрел. Выступили они под названием The New Yard Birds (!!! – может ошибся человек, который делал эту запись ручкой и записал последнее слово раздельно, кто его знает).
25 октября произошел исторический день – метания Джимми Пейджа по поводу названия группы закончились. Он вспомнил давнишний разговор с Китом Муном и Джоном Энтуистлом и решился – отныне мы будем Lead Zeppelin. Питер Грант изящно подкорректировал первое слово на Led, выбросив лишнюю букву и всё было готово.
Забавно, что практически такую же процедуру с названием своей группы много лет спустя проделает Джо Эллиот. Из словосочетания Deaf Leopard он получит Def Leppard, выбросив из первого слова букву и усилив второе слово еще одной буквой «р», дабы присутствовала схожесть с Led Zeppelin, группой, поклонником которой Джо является много лет и считает её образцом для подражания. И еще один факт – по данным Британской Звукозаписывающей Ассоциации (которая ныне, увы, не существует) по состоянию на конец 1998 года двумя рок-альбомами, имеющими наибольший тираж на Островах, были Hysteria — Def Leppard и четвертый альбом Led Zeppelin, приблизительно по 10 млн. штук, у Hysteria чуть больше тираж. Уж не знаю, как сейчас обстоят с этим дела.
Так вот, 25 октября в Актовом Зале Университета Графства Суррей дебютировали Пейдж и его друзья под названием, которое в очень короткий промежуток времени станет просто легендарным во всем мире!

Дейв Льюис, другой британский (глубокий!!!) исследователь творчества незабвенного квартета, спустя много-много лет купил оригинальную афишу с этого выступления, где черным по белому было написано… New Yardbirds!!! Но потом Дейв разобрался с этим парадоксом – афиша была напечатана 20 октября, за 5 дней до выступления, а группа на сцену вышла уже как Led Zeppelin, то есть герой этого повествования принял решение о новом названии команды в промежуток с 20 по 25 октября.
Большой Питер активно занимался ангажементом, но практически везде сталкивался с одной и той же проблемой – владельцы залов хвалили группу, но указывали на очень большую громкость выступлений. Они советовали Гранту вывезти группу в Америку – там залы побольше и акустика получше. После небольших раздумий Пейдж и Грант вылетели в Нью-Йорк, в штаб-квартиру Atlantic Records, главой которой был Ахмет Эртугун (это в турецком оригинале, а по-американски – Эртеген). Ахмет очень хорошо знал и Пейджа, и Гранта. Гонцы везли с собой копию первого альбома уже в виниле и проект обложки, на которой была изображена гибель немецкого дирижабля «Гинденбург» в Нью-Йорке в 1937 году. Обратная сторона – фото всей группы авторства Криса Дрейи. Небольшой шантаж со стороны Гранта и Atlantic Records согласилась на 5-ти летний (до конца 1973-го года) контракт, включающий в себя обязательную запись 5-ти альбомов группы (включая уже записанный) и творческий аванс в размере 200 (двухсот) тысяч долларов США.
Просто фантастический по тем временам аванс, Джимми, как положено рулевому Дирижабля, распределил лично – часть денег в виде зарплаты получили его подопечные – стрелок, штурман и механик «воздушного судна», а большую часть Джимми и Питер вложили в бизнес – был закуплена качественная аппаратура для всех, при этом Бонзо, по его просьбе, незамедлительно получил полный комплект барабанов фирмы “Ludwig”, которые Джон считал самыми лучшими в мире. На этот момент “Ludwig” практически загибался и вот-вот должен был обанкротиться, но … Как только Бонэм с этими мощными барабанами появился в Штатах в начале 69-го года, дела фирмы пошли в гору – толпы молодых барабанщиков, копируя Бонэма, бросились заказывать себе подобные.
Впрочем, мы несколько забежали вперед. Про первые американские гастроли декабря 68-го по февраль 69-го мы поговорим позже, а в следующий раз разберемся был ли наш герой бессовестным плагиатором или пал жертвой непонимания своих творческих порывов.
12 июня 2020 года