Андрей Беспамятнов

Начало

Скандинавские гастроли проходили под названием Yardbirds или The New Yardbirds, при этом Пейдж продолжал лихорадочно искать подходящее название для своей группы. Материал на концертах был частично ярдбердовский – Dazed & Confused, White Summer (инструментальная композиция Джимми, которую он сочинил еще в 67-ом году) и Train Kept A Rollin’. Из нового (немного наспех отрепетированного материала) играли You Shook Me, Babe I’m Gonna Leave You, How Many More Times  и великолепный блюз I Can’t Quit You BabyК сожалению, никаких бутлегов с этих гастролей не сохранилось, поэтому сказать что-либо определенное об уровне игры новой команды Пейджа пока невозможно. Сохранилась всего одна запись, 15-го сентября в Гетеборге, Швеция, где была сыграна I Can’t Quit You Baby.

Кстати, о бутлегах. Здесь и далее, я буду рассказывать о большом количестве выступлений Led Zeppelin с коротким анализом этих самых выступлений.Практически все они (концерты) доступны на Youtube, где их можно услышать или даже увидеть. При этом я буду указывать на качество выставленных концертов по шкале от 1 до 5, где 5 – это запись с пульта (т.н. саундборд), а 1 или 2 – запись с аудитории плохого (или очень плохого) качества. Соответственно, 3 или 4 – это аудиторные записи, но прошедшие качественный апгрейд.

Совсем юные Зеппелины в студии.

Гастроли начались 7 сентября, а завершились 17 числа того же месяца, при этом до Норвегии и Финляндии группа не доехала. После возвращения в Лондон Джимми наконец-то отправил всех в студию, где решил записать первый альбом. Этой студией была недавно открытая Olympic, которая в тот момент считалась самой навороченной в Королевстве. Запись профинансировал сам Джимми – около 1800 (старых) фунтов, и вроде как немного поучаствовал деньгами Джон Пол Джонс.

Запись первого альбома всего заняла по времени 30 СТУДИЙНЫХ часов, которые растянулись на период с 20 сентября по 10 октября. Ниже я приведу по датам список готовых композиций (т.е. финальные миксы, которые непосредственно пошли на винил). Эти даты (по большей части) я взял из книги Марка РобертиLed Zeppelin Day By Day, а частично – не сочтите за нескромность! – результаты моих личных поисков. Итак,

27 сентября — Babe I’m Gonna Leave You и You Shook Me.

3 октября – You Time Is Gonna Come, Good Times Bad Times, Communication Breakdown, How Many More Times и Dazed & Confused.

7 октября – Black Mountain Side и I Can’t Quit You Baby. В композиции Black Mountain Side вместе с Пейджем и Бонзо, играет на табле индийский перкуссионист Вирам Ясани.

10 октября – была отрепетирована, но не закончена композиция Tribute To Robert Burns (которая позже стала именоваться Baby Come On Homeнемного безликая и совершенно попсовая вещь, в духе мейнстрима конца 60-х). В тот же день Пейдж усердно репетировал в новой аранжировке White Summer и испытывал горячее желание включить эту композицию в первый альбом, но потом передумал.

Звукорежиссером записи выступал приглашенный самим Джимми Глин Джонс. Несколько раз в студии Пейдж подсказывал Глину те или иные вещи, советовал, как сделать лучше. Джонс то ли по наивности, то ли по незнанию о звукоинженерных способностях Джимми, до определенного момента не обращал на замечания нашего героя никакого внимания, но потом, после одного случая с требованием Пейджа пустить ленту с записью наоборот и наложить на прямой звук, немного оторопел. И был даже шокирован, ибо задумка Пейджа удалась на все сто. С этого момента Джимми решил про себя, что для всех дальнейших записей альбомов группы, будет использовать разных звукачей – это чтобы потом никто не заявил, что это он «вырулил» звук Led Zeppelin!

Стрелок-радист, штурман и механик Боевого Дирижабля присели на Роллс-Ройс Пилота.

4 октября Джимми был в другой лондонской студии, где он помог Бэрри Райану записать песню Eloise, а с 13 по 15 октября, когда Бонзо, Роберт и Джонси получили долгожданные выходные, Пейдж записывал с группой Cartoone их дебютный альбом “Cartoone”.

Весь квартет продолжал выступать (в том числе и в период студийной работы) по разным клубам Королевства, добравшись, в том числе, и до клуба Marquee, о чем свидетельствует запись в журнале клуба от 18 октября 1968-го года, которую я лично лицезрел. Выступили они под названием The New Yard Birds (!!! – может ошибся человек, который делал эту запись ручкой и записал последнее слово раздельно, кто его знает).

25 октября произошел исторический день – метания Джимми Пейджа по поводу названия группы закончились. Он вспомнил давнишний разговор с Китом Муном и Джоном Энтуистлом и решился – отныне мы будем Lead Zeppelin. Питер Грант изящно подкорректировал первое слово на Led, выбросив лишнюю букву и всё было готово.

Забавно, что практически такую же процедуру с названием своей группы много лет спустя проделает Джо Эллиот. Из словосочетания Deaf Leopard он получит Def Leppard, выбросив из первого слова букву и усилив второе слово еще одной буквой «р», дабы присутствовала схожесть с Led Zeppelin, группой, поклонником которой Джо является много лет и считает её образцом для подражания. И еще один факт – по данным Британской Звукозаписывающей Ассоциации (которая ныне, увы, не существует) по состоянию на конец 1998 года двумя рок-альбомами, имеющими наибольший тираж на Островах, были Hysteria — Def Leppard и четвертый альбом Led Zeppelin, приблизительно по 10 млн. штук, у Hysteria чуть больше тираж. Уж не знаю, как сейчас обстоят с этим дела.

Так вот, 25 октября в Актовом Зале Университета Графства Суррей дебютировали Пейдж и его друзья под названием, которое в очень короткий промежуток времени станет просто легендарным во всем мире!

Джимми доволен своей версией Black Mountain Side.

Дейв Льюис, другой британский (глубокий!!!) исследователь творчества незабвенного квартета, спустя много-много лет купил оригинальную афишу с этого выступления, где черным по белому было написано… New Yardbirds!!! Но потом Дейв разобрался с этим парадоксом – афиша была напечатана 20 октября, за 5 дней до выступления, а группа на сцену вышла уже как Led Zeppelin, то есть герой этого повествования принял решение о новом названии команды в промежуток с 20 по 25 октября.

Большой Питер активно занимался ангажементом, но практически везде сталкивался с одной и той же проблемой – владельцы залов хвалили группу, но указывали на очень большую громкость выступлений. Они советовали Гранту вывезти группу в Америку – там залы побольше и акустика получше. После небольших раздумий Пейдж и Грант вылетели в Нью-Йорк, в штаб-квартиру Atlantic Records, главой которой был Ахмет Эртугун (это в турецком оригинале, а по-американски – Эртеген). Ахмет очень хорошо знал и Пейджа, и Гранта. Гонцы везли с собой копию первого альбома уже в виниле и проект обложки, на которой была изображена гибель немецкого дирижабля «Гинденбург» в Нью-Йорке в 1937 году. Обратная сторона – фото всей группы авторства Криса Дрейи. Небольшой шантаж со стороны Гранта и Atlantic Records согласилась на 5-ти летний (до конца 1973-го года) контракт, включающий в себя обязательную запись 5-ти альбомов группы (включая уже записанный) и творческий аванс в размере 200 (двухсот) тысяч долларов США.

Просто фантастический по тем временам аванс, Джимми, как положено рулевому Дирижабля, распределил лично – часть денег в виде зарплаты получили его подопечные – стрелок, штурман и механик «воздушного судна», а большую часть Джимми и Питер вложили в бизнес – был закуплена качественная аппаратура для всех, при этом Бонзо, по его просьбе, незамедлительно получил полный комплект барабанов фирмы “Ludwig”, которые Джон считал самыми лучшими в мире. На этот момент “Ludwig” практически загибался и вот-вот должен был обанкротиться, но … Как только Бонэм с этими мощными барабанами появился в Штатах в начале 69-го года, дела фирмы пошли в гору – толпы молодых барабанщиков, копируя Бонэма, бросились заказывать себе подобные.

Впрочем, мы несколько забежали вперед. Про первые американские гастроли декабря 68-го по февраль 69-го мы поговорим позже, а в следующий раз разберемся был ли наш герой бессовестным плагиатором или пал жертвой непонимания своих творческих порывов.

Продолжение

12 июня 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here