Андрей Беспамятнов
Такой двойной триумф Led Zeppelin (еще раз такой же фокус у них получится в 1975-ом году!) шуму наделал много. Во-первых, все привыкли что Beatles всегда первые. Во всяком случае, предыдущие шесть лет так и было. Во-вторых, именно факт того, что Битлз остались вторыми, а первыми стала группа со столь экзотическим названием (для некоторых и труднопроизносимым), поражал больше всего. Зеппелины мгновенно оказались на первых полосах почти всех британских газет, и довольно-таки приличного количества американских газет и журналов. Европе, в целом, было всё равно, за исключением Германии – всего два месяца назад группа гастролировала именно там. При этом следует понимать, что Битлз в этот момент считались ДЕЙСТВУЮЩЕЙ группой – в мае вышел новый альбом, а потом и документальный фильм. Это сейчас мы знаем, как обстояло дело на самом деле, а тогда об этом знал только узкий круг посвященных.
На церемонии в Савое присутствовали Пейдж, Плант и Бонзо, Джонс не пошел туда сам. В англиканской церкви нет понятия 9-ти и 40-ка дней, тем не менее Джонс, видимо, счел неэтичным веселиться после недавней смерти отца.
После Савоя, вся троица в сопровождении Сэнди Дэнни отправилась на Лестер Сквер (место, которое увековечил Йен Андерсон и Jethro Tull в своей песне) и там провела совместную фотосессию. Немного о Сэнди, ибо некоторые предполагают, что именно тогда Плант и Джимми предложили ей поучаствовать в записи некоторых своих новых вещей. Сэнди тоже оказалась лауреаткой редакции MM, но в разделе Лучший Женский Вокал. Плант, напомним, выиграл номинацию Лучший Мужской Вокал. Вот журналисты и предложили их вместе пофотографировать. К этому моменту – то есть к сентябрю – Сэнди уже покинула группу Fairport Convention и организовала просто блестящую фолк-группу Fotheringay (так называется старинный, XI века, замок в Средней Англии). Группа, увы, просуществовала всего год и оставила скудное, но очень яркое наследство! Рекомендую!

Из Лондона Зеппелины в полном составе отправились в Нью-Йорк, на два выступления (оба в один день, 19 сентября) в Мэдисоне. Эти концерты были запланированы еще на 27 июня сего года, но по причинам участия в Батском Фестивале, перенесены. А накануне, 18 сентября, в отеле Плаза (Нью Йорк) состоялась обширная пресс-конференция Планта и Джимми, Роберт солировал всю дорогу, а Пейдж спокойно ему подыгрывал.
Теперь вернемся немного назад, к самому турне. Почти на всех выступлениях, естественно которые доступны в аудиоформате, заметно, что группа испытывала определенные проблемы с исполнением Since I’ve Been Loving You. Там есть два таких сложных момента-перехода к определенным фрагментам композиции, так вот Зеппелины периодически «мазали», что не может не вызывать удивления. А 4 сентября в лос-анджелесском клубе Трубадур состоялся совместный джем Зеппелинов, которые туда прибыли после концерта в Форуме, и группы Fairport Convention. Материал сего действа, увы недоступен до сих пор. Инициатива подобного мероприятия исходила от Джимми.

5 октября в свет вышел третий альбом группы и вновь это произошло сразу во многих странах мира – в первую очередь, в США и Великобритании. Идея обложки альбома, вместе с вращающимся колесом, полностью принадлежала Маэстро.
В ноябре в Хэдли Грэндж начался процесс подготовки песен к новому альбому. Туда подогнали мобильную студию, принадлежащую Rolling Stones. Пейдж посчитал эту студию более навороченной, по сравнению с предыдущей, и договорился обо всем с Миком Джеггером, который для начала «поломался» немного, но потом уступил.
Периодически Зеппелины перебирались в студию Island, где уже до ума доводили некоторые новые песни. Так до нового года были окончательно записаны и смикшированы Black Dog и Four Sticks. Там же, в комплексе Island, только в другой студии, работали Jethro Tull, которые записывали свой шедевр Aqualung. Обе команды, отличные отношения между которыми установились еще в августе 69-го, наносили визиты вежливости друг другу, прослушивали совместно свои песни, или просто общались «за жизнь». Практически нет никаких сомнений в том, что идею с флейтой в Stairway To Heaven, Джимми позаимствовал у Андерсона, точнее – услышал в том материале, с которым его познакомил Йен.
До конца года герой сего повествования поучаствовал еще в двух сессиях звукозаписи – сначала со своим давнишним другом Рой Харпером – композиция Same Old Rock с альбома Stormcock и помог Майку Херону – композиция Lady Wonder.

Весь январь и февраль Зеппелины перемещались между Хэдли Грэндж (ХГ) и Island, завершая запись нового, четвертого альбома.
К началу британского турне, которое было намечено на 5 марта, альбом был полностью готов.
Сообщаю даты записи окончательных версий композиций:
6 декабря — Black Dog – записано в ХГ.
7 декабря — Four Sticks – записано в Island.
10 января — Boogie With Stu — записано в ХГ. В это время там гостил Йен Стюарт, вечный клавишник Роллингов.
29 января — Stairway To Heaven — записано в Island.
30 января — Rock N’ Roll — записано в ХГ.
1 февраля – Going To California — записано в ХГ.
1 февраля – The Battle Of Evermore — записано в ХГ. Сэнди Денни приехала в ХГ и находилась там три дня. Эту композицию Пейдж вынужден был перемикшировать в мае месяце того же года в студии Island.
1 февраля — Misty Mountain Hop — записано в ХГ.
2 февраля — Down By The Seaside — записано в Island.
2 февраля — Night Flight — записано в Island.
19 мая — When The Levee Breaks — записано в ХГ, перемикшировано в Island.
Кроме того, в Хэдли Грэндж были записаны несколько ранних версий композиции No Quarter. Установить точные даты, увы, пока не удалось.
«Звуковиком» выступал Энди Джонс, не путать с Глинном, это его брат. Кстати, Энди был «звуковиком» и при записи третьего альбома. По каким-то резонам Джимми решил его оставить. Скорее всего, по причине того, что Энди не спорил с Маэстро, а делал всё, как ему велено.
От себя замечу одну вещь – второй композицией (после Stairway To Heaven) с четвертого альбома, которую я впервые услышал по радио, оказалась Four Sticks. Свои впечатления я помню очень хорошо – после прямолинейного напора, вдруг произошла полная смена декораций – явный восточный мотив, с вкраплением акустической гитары и органа Хэммонд. Помню, что я просто замер. Это такая матерая запись, которая присуща очень и очень опытным музыкантам. Между тем, на момент записи Планту было всего 22, Бонзо – 22, Джонсу – 24, а Пейджу 26 лет.
Британский тур, который занял почти весь март, должен был стать благодарностью британской публике за их сверхудачный (для Зеппелинов) выбор лучшей группы страны. Причем турне началось с Северной Ирландии. В то время там вспыхнула настоящая гражданская война – католики (ирландцы) против протестантов (англичане, переехавшие туда и часть ирландцев). На самом деле речь шла о том, чтобы Северная Ирландия воссоединилась с Ирландией. Этому препятствовали британские армия и полиция, при небольшом участии добровольцев из протестантов. События были очень жестокими, дошло до создания в Белфасте Ирландской Республиканской Армии, которая объявила войну Лондону. На протяжении следующего десятилетия все острова захлестнула волна терактов. Досталось и Манчестеру, и Ливерпулю, и Бирмингему, и, конечно, Лондону. Много лет спустя группа U2 запишет песню Sunday Bloody Sunday. Желающие могут сами посмотреть, каким событиям эта песня посвящена.
Вот в этот ад и отправились Зеппелины. Причем вместо самолета, они добирались до Ирландии паромом. Таково было пожелание Бонзо. Технический персонал тоже добирался до парома на грузовиках с аппаратурой. Грант потом пригрозил Бонэму вычесть расходы на поездку из его гонорара. Но, естественно, так не сделал. Первый концерт состоялся в Белфасте (Северная Ирландия), а второй в Дублине.
Любительские кадры, где четверо Зеппелинов дружной компанией пересекают улицу, как раз были сделаны в Дублине. Они вошли в официальный DVD 2003-го года.
Тур завершился 1 апреля в Лондоне полноценным концертом в театре Paris. Это была последняя запись Зеппелинов для ВВС.
Новые композиции уже вошли в сет-лист и вызвали бурю восторга у публики, особенно Stairway To Heaven и Black Dog. Джимми продолжал экспериментировать и вскоре его ручонки добрались и до Misty Mountain Hop и Four Sticks. И если первая удалась, то вторая провалилась.
В апреле Пейдж вместе с Энди Джонсом отправились в Лос-Анджелес, в новую студию Sunset, дабы полностью закончить с альбомом и выпустить его в июле, как предполагалось изначально. Студию посоветовал Джонс. Но что-то пошло не так. В результате этого визита, минимум две композиции пришлось переделывать заново, а еще три – перемикшировать. При этом перезаписать, например, The Battle Of Evermore, физически не представлялось возможным – Сэнди Дэнни была далеко и вернуть её в студию быстро было нельзя. Вся эта морока продолжалась почти весь май, в котором группа еще и успела дать пару концертов в Дании.
Тут, как на грех, посреди этой суматохи, в июле подоспело выступление на велодроме Вигорелли в Милане. Туда Зеппелинов — на фестиваль – пригласило Правительство Италии в лице Министра Культуры. Грант от такого пафоса «поплыл» и не проверил организацию выступления.
В результате стычек зрителей с полицией, Пейдж и компания потеряли почти всю аппаратуру, так как столкновения враждующих плавно перетекли на сцену. Ужасные фото этих событий можно найти в Сети.

Последующий месяц группа вынуждена была заказывать себе новое оборудование почти по всем позициям. Оно и понятно – очередной, седьмой по счету, американский тур должен был стартовать в последней декаде августа. Все планы по выпуску нового альбома были перенесены на осень. Плюс Джимми внес очень спорное предложение – вместо стандартного LP выпустить двойной диск, состоящий из двух EP (extended play). Грант резонно заметил, что стоимость такого альбома в розницу будет слишком велика для поклонников группы. Пейдж согласился в конечном итоге с этим доводом, но следующая его мысль – выпустить альбом без названия группы, без всяких исходных данных – неожиданно получила поддержку Гранта. И вместе они «навалились» на Атлантик, добившись того, что на обложке были только четыре символа, характеризующие каждого из участников.

«Это творческое самоубийство! – сказали на Атлантик. «Это сделает нас легендой! – ответил Джимми. И оказался прав!
Новую аппаратуру перед американским туром предстояло где-то протестировать, и Зеппелины отправились на два концерта в Монтрё, город знаменитый своим ежегодным джазовым фестивалем, проходящим в июле. Плюс Клод Нобс, человек, который этот самый фестиваль организовал и стал его учредителем на долгие годы, являлся горячим поклонником Пейджа и его талантов. Так что радушный прием был обеспечен.
16 июля 2020 года