Андрей Беспамятнов

Начало

Такой двойной триумф Led Zeppelin (еще раз такой же фокус у них получится в 1975-ом году!) шуму наделал много. Во-первых, все привыкли что Beatles всегда первые. Во всяком случае, предыдущие шесть лет так и было. Во-вторых, именно факт того, что Битлз остались вторыми, а первыми стала группа со столь экзотическим названием (для некоторых и труднопроизносимым), поражал больше всего. Зеппелины мгновенно оказались на первых полосах почти всех британских газет, и довольно-таки приличного количества американских газет и журналов. Европе, в целом, было всё равно, за исключением Германии – всего два месяца назад группа гастролировала именно там. При этом следует понимать, что Битлз в этот момент считались ДЕЙСТВУЮЩЕЙ группой – в мае вышел новый альбом, а потом и документальный фильм. Это сейчас мы знаем, как обстояло дело на самом деле, а тогда об этом знал только узкий круг посвященных.

На церемонии в Савое присутствовали Пейдж, Плант и Бонзо, Джонс не пошел туда сам. В англиканской церкви нет понятия 9-ти и 40-ка дней, тем не менее Джонс, видимо, счел неэтичным веселиться после недавней смерти отца.

После Савоя, вся троица в сопровождении Сэнди Дэнни отправилась на Лестер Сквер (место, которое увековечил Йен Андерсон и Jethro Tull в своей песне) и там провела совместную фотосессию. Немного о Сэнди, ибо некоторые предполагают, что именно тогда Плант и Джимми предложили ей поучаствовать в записи некоторых своих новых вещей. Сэнди тоже оказалась лауреаткой редакции MM, но в разделе Лучший Женский Вокал. Плант, напомним, выиграл номинацию Лучший Мужской Вокал. Вот журналисты и предложили их вместе пофотографировать. К этому моменту – то есть к сентябрю – Сэнди уже покинула группу Fairport Convention и организовала просто блестящую фолк-группу Fotheringay (так называется старинный, XI века, замок в Средней Англии). Группа, увы, просуществовала всего год и оставила скудное, но очень яркое наследство! Рекомендую!

Сэнди Дэнни и Зеппелины.
Сэнди Дэнни и Зеппелины.

Из Лондона Зеппелины в полном составе отправились в Нью-Йорк, на два выступления (оба в один день, 19 сентября) в Мэдисоне. Эти концерты были запланированы еще на 27 июня сего года, но по причинам участия в Батском Фестивале, перенесены. А накануне, 18 сентября, в отеле Плаза (Нью Йорк) состоялась обширная пресс-конференция Планта и Джимми, Роберт солировал всю дорогу, а Пейдж спокойно ему подыгрывал.

Теперь вернемся немного назад, к самому турне. Почти на всех выступлениях, естественно которые доступны в аудиоформате, заметно, что группа испытывала определенные проблемы с исполнением Since I’ve Been Loving You. Там есть два таких сложных момента-перехода к определенным фрагментам композиции, так вот Зеппелины периодически «мазали», что не может не вызывать удивления. А 4 сентября в лос-анджелесском клубе Трубадур состоялся совместный джем Зеппелинов, которые туда прибыли после концерта в Форуме, и группы Fairport Convention. Материал сего действа, увы недоступен до сих пор. Инициатива подобного мероприятия исходила от Джимми.

Северная Америка 1970
Северная Америка 1970

5 октября в свет вышел третий альбом группы и вновь это произошло сразу во многих странах мира – в первую очередь, в США и Великобритании. Идея обложки альбома, вместе с вращающимся колесом, полностью принадлежала Маэстро.

В ноябре в Хэдли Грэндж начался процесс подготовки песен к новому альбому. Туда подогнали мобильную студию, принадлежащую Rolling Stones. Пейдж посчитал эту студию более навороченной, по сравнению с предыдущей, и договорился обо всем с Миком Джеггером, который для начала «поломался» немного, но потом уступил.

Периодически Зеппелины перебирались в студию Island, где уже до ума доводили некоторые новые песни. Так до нового года были окончательно записаны и смикшированы Black Dog и Four Sticks. Там же, в комплексе Island, только в другой студии, работали Jethro Tull, которые записывали свой шедевр Aqualung. Обе команды, отличные отношения между которыми установились еще в августе 69-го, наносили визиты вежливости друг другу, прослушивали совместно свои песни, или просто общались «за жизнь». Практически нет никаких сомнений в том, что идею с флейтой в Stairway To Heaven, Джимми позаимствовал у Андерсона, точнее – услышал в том материале, с которым его познакомил Йен.

До конца года герой сего повествования поучаствовал еще в двух сессиях звукозаписи – сначала со своим давнишним другом Рой Харпером – композиция Same Old Rock с альбома Stormcock и помог Майку Херону – композиция Lady Wonder.

Рой Харпер, суров как викинг.
Рой Харпер, суров как викинг.

Весь январь и февраль Зеппелины перемещались между Хэдли Грэндж (ХГ) и Island, завершая запись нового, четвертого альбома.

К началу британского турне, которое было намечено на 5 марта, альбом был полностью готов.

Сообщаю даты записи окончательных версий композиций:

6 декабря — Black Dog – записано в ХГ.

7 декабря — Four Sticks – записано в Island.

10 января — Boogie With Stu — записано в ХГ. В это время там гостил Йен Стюарт, вечный клавишник Роллингов.

29 января — Stairway To Heaven — записано в Island.

30 января — Rock N’ Roll — записано в ХГ.

1 февраля – Going To California — записано в ХГ.

1 февраля – The Battle Of Evermore — записано в ХГ. Сэнди Денни приехала в ХГ и находилась там три дня. Эту композицию Пейдж вынужден был перемикшировать в мае месяце того же года в студии Island.

1 февраля — Misty Mountain Hop — записано в ХГ.

2 февраля — Down By The Seaside — записано в Island.

2 февраля — Night Flight — записано в Island.

19 мая — When The Levee Breaks — записано в ХГ, перемикшировано в Island.

Кроме того, в Хэдли Грэндж были записаны несколько ранних версий композиции No Quarter. Установить точные даты, увы, пока не удалось.

«Звуковиком» выступал Энди Джонс, не путать с Глинном, это его брат. Кстати, Энди был «звуковиком» и при записи третьего альбома. По каким-то резонам Джимми решил его оставить. Скорее всего, по причине того, что Энди не спорил с Маэстро, а делал всё, как ему велено.

От себя замечу одну вещь – второй композицией (после Stairway To Heaven) с четвертого альбома, которую я впервые услышал по радио, оказалась Four Sticks. Свои впечатления я помню очень хорошо – после прямолинейного напора, вдруг произошла полная смена декораций – явный восточный мотив, с вкраплением акустической гитары и органа Хэммонд. Помню, что я просто замер. Это такая матерая запись, которая присуща очень и очень опытным музыкантам. Между тем, на момент записи Планту было всего 22, Бонзо – 22, Джонсу – 24, а Пейджу 26 лет.

Британский тур, который занял почти весь март, должен был стать благодарностью британской публике за их сверхудачный (для Зеппелинов) выбор лучшей группы страны. Причем турне началось с Северной Ирландии. В то время там вспыхнула настоящая гражданская война – католики (ирландцы) против протестантов (англичане, переехавшие туда и часть ирландцев). На самом деле речь шла о том, чтобы Северная Ирландия воссоединилась с Ирландией. Этому препятствовали британские армия и полиция, при небольшом участии добровольцев из протестантов. События были очень жестокими, дошло до создания в Белфасте Ирландской Республиканской Армии, которая объявила войну Лондону. На протяжении следующего десятилетия все острова захлестнула волна терактов. Досталось и Манчестеру, и Ливерпулю, и Бирмингему, и, конечно, Лондону. Много лет спустя группа U2 запишет песню Sunday Bloody Sunday. Желающие могут сами посмотреть, каким событиям эта песня посвящена.

Вот в этот ад и отправились Зеппелины. Причем вместо самолета, они добирались до Ирландии паромом. Таково было пожелание Бонзо. Технический персонал тоже добирался до парома на грузовиках с аппаратурой. Грант потом пригрозил Бонэму вычесть расходы на поездку из его гонорара. Но, естественно, так не сделал. Первый концерт состоялся в Белфасте (Северная Ирландия), а второй в Дублине.

Любительские кадры, где четверо Зеппелинов дружной компанией пересекают улицу, как раз были сделаны в Дублине. Они вошли в официальный DVD 2003-го года.

Тур завершился 1 апреля в Лондоне полноценным концертом в театре Paris. Это была последняя запись Зеппелинов для ВВС.

Новые композиции уже вошли в сет-лист и вызвали бурю восторга у публики, особенно Stairway To Heaven и Black Dog. Джимми продолжал экспериментировать и вскоре его ручонки добрались и до Misty Mountain Hop и Four Sticks. И если первая удалась, то вторая провалилась.

В апреле Пейдж вместе с Энди Джонсом отправились в Лос-Анджелес, в новую студию Sunset, дабы полностью закончить с альбомом и выпустить его в июле, как предполагалось изначально. Студию посоветовал Джонс. Но что-то пошло не так. В результате этого визита, минимум две композиции пришлось переделывать заново, а еще три – перемикшировать. При этом перезаписать, например, The Battle Of Evermore, физически не представлялось возможным – Сэнди Дэнни была далеко и вернуть её в студию быстро было нельзя. Вся эта морока продолжалась почти весь май, в котором группа еще и успела дать пару концертов в Дании.

Тут, как на грех, посреди этой суматохи, в июле подоспело выступление на велодроме Вигорелли в Милане. Туда Зеппелинов — на фестиваль – пригласило Правительство Италии в лице Министра Культуры. Грант от такого пафоса «поплыл» и не проверил организацию выступления.

В результате стычек зрителей с полицией, Пейдж и компания потеряли почти всю аппаратуру, так как столкновения враждующих плавно перетекли на сцену. Ужасные фото этих событий можно найти в Сети.

Тот самый велодром Вигорелли. Бардак на сцене тот еще!
Тот самый велодром Вигорелли. Бардак на сцене тот еще!

Последующий месяц группа вынуждена была заказывать себе новое оборудование почти по всем позициям. Оно и понятно – очередной, седьмой по счету, американский тур должен был стартовать в последней декаде августа. Все планы по выпуску нового альбома были перенесены на осень. Плюс Джимми внес очень спорное предложение – вместо стандартного LP выпустить двойной диск, состоящий из двух EP (extended play). Грант резонно заметил, что стоимость такого альбома в розницу будет слишком велика для поклонников группы. Пейдж согласился в конечном итоге с этим доводом, но следующая его мысль – выпустить альбом без названия группы, без всяких исходных данных – неожиданно получила поддержку Гранта. И вместе они «навалились» на Атлантик, добившись того, что на обложке были только четыре символа, характеризующие каждого из участников.

Монтрё, зал Казино. Именно он сгорит осенью того же года и сподвигнет одну группу написать песню про дым.
Монтрё, зал Казино. Именно он сгорит осенью того же года и сподвигнет одну группу написать песню про дым.

«Это творческое самоубийство! – сказали на Атлантик. «Это сделает нас легендой! – ответил Джимми. И оказался прав!

Новую аппаратуру перед американским туром предстояло где-то протестировать, и Зеппелины отправились на два концерта в Монтрё, город знаменитый своим ежегодным джазовым фестивалем, проходящим в июле. Плюс Клод Нобс, человек, который этот самый фестиваль организовал и стал его учредителем на долгие годы, являлся горячим поклонником Пейджа и его талантов. Так что радушный прием был обеспечен.

Продолжение

16 июля 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь