Предисловие

Когда Игорь, веб-мастер сайта ledzeppelin.ru, спросил на форуме, не найдутся ли желающие написать для новой версии сайта коротенькие биографии музыкантов группы, и желающих не нашлось, я предложил свои услуги. Я как раз закончил работу над последним томом «Пурпурной семейки» (Симпер, Эванс, Болин, Морс, Эйри), и у меня появилось свободное время. Поразмыслив, я пришел к выводу что:

— во времена Интернета любой может зайти на ту же Википедию и прочесть интересующую его биографию;

— в России вышло несколько книжек о LED ZEPPELIN (как российских авторов, так и «переводних»), есть книги о сольной карьере Пэйджа, Планта, Джона Пола Джонса и Бонэма. Повторяться, вжимая в прокрустово ложе двух тысяч знаков (таков был заявленный размер каждой из статей) голые факты? А что, если посмотреть на LED ZEPPELIN глазами пэпломана и показать историю взаимоотношений двух групп? Так появилась идея написания шести «Этюдов в пурпурных оттенках».

1974-й год. У приятеля появился приемник VEF, и он пригласил меня на вечернее прослушивание музыкальной программы «Голос Америки». По его словам, там крутят классные рок-песни. Незадолго до этого я стал счастливым обладателем магнитофона «Снежеть», и парень из параллельного класса, живущий неподалеку, записал мне несколько бобин: SHOCKING BLUE At Home, THE BEATLES Abbey Road, и 2 альбома WINGS: Red Rose Speedway и Band On The Run. На этом мои познания в рок-музыке исчерпываются.

Приятель включает радиоприемник тогда, когда передача уже идет — слышится окончание невероятно хорошей песни с отличным риффом. Ведущая Лиза Архипова говорит: «Вы слышали песни Дип Пэпл «Дым над водой» и Лэд Зеппелин «Лестница в небо». На другое утро, в школе, я подхожу к парню, который был самым крутым знатоком из всех однокашников, напеваю ему рифф, и спрашиваю, нет ли у него этой самой «Лестницы в небо». Тот засмеялся, и сказал, что напетый мною рифф – из «Smoke On The Water» группы DEEP PURPLE, пригласил меня к себе домой, где поставил на магнитофон «Днепр» бобину с записью «Made In Japan». Тогда же у него я увидел фирменный диск Burn, который был поставлен на вертушку сразу же после «Дыма над водой». Нет, я не разлюбил THE BEATLES,  WINGS и SHOCKING BLUE, но с тех пор моей любимой группой стали  DEEP PURPLE…

С  творчеством LED ZEPPELIN я познакомился позже, когда у чеха, проводника поезда «Прага-Москва», мы с другом купили их дебютный альбом и DEEP PURPLE In Rock. На всю жизнь я запомнил тот момент, когда в темной комнате начала звучать «Good Times Bad Times». После LED ZEPPELIN мы поставили In Rock. Так в течение одного вечера я впервые услышал два эпохальных альбома, ставших краеугольными камнями рок-музыки. Мне было совершенно ясно, что наряду с DEEP PURPLE «цеппелины» тоже станут моими фаворитами, я и подумать не мог, что наступит время, когда между поклонниками обеих групп будет «перетягивание каната» в спорах «кто круче»; когда появятся «однолюбы», слушающие исключительно одну из этих групп, и предающие анафеме творчество «конкурентов». Почему я должен отказываться от красного вина, и пить исключительно пиво, если я люблю оба напитка? 🙂

Вскоре родители купили мне радиолу, и я уже сам ловил «вражеские голоса» (окромя «Голоса Америки», еще и «Европу Либера»), и часто еще до прихода дисков в родной город знакомился с некоторыми песнями из только что выпущенных альбомов своих любимцев. До сих пор я с огромным удовольствием слушаю и DEEP PURPLE, и LED ZEPPELIN, не обращая внимание на «холивары» фанатиков.

Владимир Дрибущак
г.Винница, Украина

LED ZEPPELIN. ЭТЮД В ПУРПУРНЫХ ОТТЕНКАХ

И LED ZEPPELIN, и DEEP PURPLE играли хард-рок, но делали это по-своему: музыка «цеппелинов» была основана на блюзе и фолке, корни произведений «темно-пурпурных» находились в европейской классической музыке. Тем не менее, в биографиях двух коллективов есть кое-что общее. Обе группы образовались в 1968 году. И там, и там было по два участника, поднаторевших в сессионной работе – в LED ZEPPELIN это Пэйдж и Джонс, в DEEP PURPLE – Блэкмор и Лорд.

Терри Рейда хотели видеть вокалистом и в LED ZEPPELIN, и в DEEP PURPLE, но оба раза он отказался.  Род Стюарт тоже не захотел стать певцом LED ZEPPELIN, а DEEP PURPLE намеревались его пригласить, но так и не решились сделать предложение. В результате вокалистом LED ZEPPELIN стал Роберт Плант, а DEEP PURPLE – Род Эванс. Первые концерты обеих групп проходили в Дании, причем на афишах значились названия, от которых музыканты сразу же отказались (соответственно NEW YARDBIRDS и ROUNDABOUT). Контракты обеих групп были подписаны с американскими звукозаписывающими компаниями.

Именно LED ZEPPELIN фактически подтолкнули DEEP PURPLE изменить стиль. Нет, In Rock не записывался с оглядкой на Led Zeppelin II, несмотря на то, что в апреле 1970 года Лорд среди дисков в своей коллекции назвал и этот альбом. Дело в том, что на момент выхода Led Zeppelin II большая часть материала для In Rock уже была написана, а вот дебютник «цеппелинов» на решение DEEP PURPLE утяжелить саунд таки оказал влияние. Этого не скрывал Блэкмор («Led Zeppelin показали мне путь, по которому нужно идти. К счастью, это сработало, а то пришлось бы мне до конца жизни играть с симфоническим оркестром» — намек на то, что после Concerto DEEP PURPLE ну никак не ассоциировали с хардом). О воздействии первого альбома на себя говорил и Гловер в декабре 1970 года: «Я захотел сформировать фолк-роковую группу, но как раз купил первый LED ZEPPELIN, и это развернуло меня к тяжелой сцене» (речь идет о периоде, когда Роджер выступал в EPISODE SIX). В том же декабре 1970 года высказался и Гиллан: «LED ZEPPELIN — действительно великая группа».

Май 1972 года, Лорд: «Попробуйте записать нотами «Whole Lotta Love» LED ZEPPELIN, и вы получите скучный набор нот. Невозможно отобразить на бумаге то, что вложили в песню Джимми Пэйдж и Роберт Плант».

Август 1974 года, Блэкмор: «Существует не так уж много других групп, в которых такое количество хороших музыкантов, как в DEEP PURPLE, и это объективная реальность. Думаю, к таковым относятся и LED ZEPPELIN».

На гастролях 1974 года DEEP PURPLE летали на том же авиалайнере, что и  LED ZEPPELIN, «Боинге» с гордым названием «Starship».

Есть несколько фотографий, на которых Томми Болин в разное время снят вместе с Робертом Плантом. Познакомились они задолго до прихода Болина в DEEP PURPLE. В 1969 году на фестивале в Бостоне LED ZEPPELIN вышли на сцену перед группой ZEPHYR, где тогда выступал Томми. Пройдет совсем немного времени, и ситуация кардинально изменится – и вот уже ZEPHYR предваряют концерт  LED ZEPPELIN в знаменитом бостонском клубе «Boston Tea Party». Вспоминает бас-гитарист Дэвид Гивенс: «Джимми Пейдж и Роберт Плант пришли за кулисы — их поразило выступление ZEPHYR, они буквально были в востроге от нас. Роберт и Джимми хотели познакомиться с Томми и Кенди (Кенди Гивенс – вокалистка ZEPHYR – прим.автора). Джимми Пейдж подошел ко мне и спросил, не я ли гитарист, а я указал на Томми — они хотели говорить с ним всю ночь напролет. Потом началась вечеринка, я беседовал с Пэйджем, и он сказал, что нам следует следующий альбом записать с Эдди Крамером.» (Кстати, те прислушались к совету Пэйджа – прим.автора). Тем временем, Плант общался с Дэвидом и Кенди.

Именно Джона Лорда в 2006 году пригласили в Стокгольм, чтобы он объявил LED ZEPPELIN победителями премии «Polar Music» (саму премию после выступления Лорда вручал король Швеции). Джон в своей речи назвал LED ZEPPELIN «одними из величайших первопроходцев рока» и сказал, что их музыка была «остроумной и  экспериментальной, с эклектическими элементами, и имела две основные темы — мистицизм и первобытную энергию. Эти черты и определили жанр хард-рока». После церемонии к нему подошел Плант, поблагодарил и сказал, что речь Джона растрогала его до слез.

Отдельное слово следует сказать об оформлении альбомов LED ZEPPELIN. Каждая «обложка цеппелинов» – настоящее произведение искусства, будь-то «тройка» с вращающимся диском или 6 вариантов In Through Thе Out Door. Руководство «Atlantic records» требовало от музыкантов поместить на обложку четвертого альбома хотя бы название группы, считая безымянный конверт коммерческим самоубийством, но ребята настояли на своем: в вопросах творчества компромиссов быть не может! Между прочим, недавно Гиллан назвал конверт Physical Graffiti своей любимой обложкой музыкального диска.

DEEP PURPLE записывали разные альбомы по вполне очевидной причине – смена состава. LED ZEPPELIN это удавалось с постоянным составом музыкантов. Блюзовый  дебютник, хардовый второй альбом, фолковый третий… Они легко жонглировали элементами различных музыкальных жанров: реггей, фанк, кантри, соул, не обращая внимания на ожидания поклонников и резкие выпады критиков. Великолепные инструменталисты Пэйдж, Джон Пол Джонс и Бонэм создавали впечатляющие музыкальные узоры, а Плант проникновенным голосом на их фоне излагал свои мастерски написанные истории.  Всегда ищущая, не боющаяся экспериментов, не почивающая на лаврах, эта группа стала одним из самых ярких символов рока. Интересно, что когда недавно многолетнего ведущего ВВС Севу Новгородцева спросили, кто, по его мнению, внес наибольший вклад в развитие рок-музыки, он ответил не задумываясь — LED ZEPPELIN.

Владимир Дрибущак,
г.Винница, Украина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь