Его называют «пятым цеппелином», и не зря. Роль Питера Гранта в успешной карьере LED ZEPPELIN невозможно переоценить.

Он успел поработать рестлером, сниматься в кино, был швейцаром и вышибалой в клубе «2 I’s Cofee Bar Club», в честь которого назвал свою первую группу Ритчи Блэкмор. В начале и середине 60-х Грант организовал британские гастроли Джерри Ли Льюиса и Джина Винсента, а гитаристом в сопровождающих этих американских звезд коллективах был тот же Ритчи Блэкмор. Питер вел дела YARDBIRDS и BAD COMPANY, однако мировую славу обрел как менеджер LED ZEPPELIN.

Менеджер. Есть бездушные представители этой профессии, есть просто жестокие (к примеру, Дон Арден), а есть и те, кто по-настоящему любит музыкантов (или хотя бы одного из них, как Брайан Эпстайн Джона Леннона 🙂 ). Грант любил музыкантов LED ZEPPELIN, как своих детей, и доверял им. Нет сомнений, коммерческая хватка у менеджера по-любому должна быть, гастроли проводят для зарабатывания денег и рекламы свежевыпущенного альбома. Да вот только менеджеры DEEP PURPLE Эдвардс с Колеттой не прочувствовали ситуацию, и угробили первую инкарнацию Марк 2 (хотя лично я об этом не жалею, поелику очень люблю «третью» и «четвертую» Марки. J). Я не преувеличиваю: DEEP PURPLE Марк 2 первого созыва, по-сути,  развалили менеджеры. Когда музыканты сходят с ума, разнося в щепки мебель в гостинице (не так, как это делал Кит Мун — разухабисто весело, а не выдержав стресса), хватаются за сердце и просят передышки, можно и подумать насчет курицы, несущей золотые яйца… Да, между Гилланом и Блэкмором была личная неприязнь, но одной из причин внутренних противоречий в DEEP PURPLE как раз и была нещадная эксплуатация музыкантов менеджментом. Когда вокалист пишет письмо менеджерам, в котором сообщает об уходе, и они знают, что главная причина — в бесконечных гастролях, нужно немедленно давать передышку. Сам Гиллан признался, что если бы в 1972 году группе дали возможность чуть-чуть отдохнуть, он бы не ушел. Между тем, в июле 1973 года Грант дал отмашку на перерыв в гастрольной деятельности LED ZEPPELIN на целых ПОЛТОРА года!

Несколько цифр для сравнения. За 8 лет существования  DEEP PURPLE сыграли более 750 концертов, а LED ZEPPELIN за 12 лет — около 540. То есть, в среднем за год DEEP PURPLE давали вдвое больше шоу, чем LED ZEPPELIN – 93 против 45!!!

Грант понимал, что самые большие деньги зарабатываются в США: во-первых, потенциальных поклонников в этой огромной стране намного больше, во-вторых  — в Великобритании в то время попросту не было таких вместительных залов. Посему 60% концертов LED ZEPPELIN давали в Америке, 20% в Соединенном Королевстве, и 20% — в остальном мире. У DEEP PURPLE расклад был таков: 40% концертов в США, 35% в Великобритании, и 25% — в других странах.

«Вы делаете музыку, я забочусь обо всем остальном» — девиз Питера развязывал руки музыкантам и давал возможность сосредотачиваться исключительно на творчестве.

Его описывают как  «одного из самых проницательных и безжалостных менеджеров в истории рок-музыки». Однако эта жесткость проявлялась по отношению к промоутерам, представителям фирмы грамзаписи и т.п. — для музыкантов он был заботливым отцом. Несмотря на то, что у LED ZEPPELIN был гастрольный менеджер Ричард Коул, Питер Грант старался всегда сопровождть группу в поездках. Доходило до того, что лично он  изымал у зрителей звукозаписывающую аппаратуру, борясь с бутлегерством: ни  один пенни, ни один цент не должны были пройти мимо кассы LED ZEPPELIN. Грант добился, чтобы билеты на концерты продавались, минуя промоутеров и агентов, что приносило группе 90% денег, вырученных от продажи билетов – больше в то время ни у кого таких привелегий не было.  По-сути, Питер установил новые стандарты во взаимоотношениях между исполнителями и организаторами концертов, позже по пути LED ZEPPELIN пошли и другие рок-звезды.

По большей части, менеджеры стараются заработать побольше для себя, любимого, а вот Грант все заработанное делил ровнёхенько на 5 частей.

Джон Пол Джонс вспоминает: «Питер был очень чутким человеком и очень, очень умным. Люди в первую очередь обращали внимание на его телосложение (он был тучным мужчиной – прим. автора) и репутацию, но на самом деле он никогда не использовал свою комплекцию. Он мог переговорить любого».

У Гранта был коммерческий нюх и отличная интуиция. Грант подписал контракт с прогрессивной фирмой «Atlantic», а менеджеры DEEP PURPLE – с вскоре лопнувшим мыльным пузырем «Tetragrammaton». И Питер, и Эдвардс с Колеттой позже для экономии и зарабатывания денег создали для «своих» групп собственные лэйблы. Однако, Питер Грант подписал на Swan Song, среди прочих, коммерчески успешную группу BAD COMPANY, а менеджеры DEEP PURPLE заключили контракты для «Purple Records» с исполнителями, которым так и не удалось достичь мало-мальской популярности. Впрочем, сравнение Гранта с менеджерами DEEP PURPLE не совсем корректно. Питер имел громаднейший опыт менеджерской работы, а Тони Эдвардс и Джон  Колетта были новичками в этом деле.  Тони ранее работал в семейной фирме по производству одежды, а Джон возглавлял рекламное агенство. Никакого понятия о правилах шоу-бизнеса у них не было. Не следует забывать, что Гранту было проще заполучить выгодный контракт еще и по той причине, что LED ZEPPELIN  возникли на фундаменте популярных YARDBIRDS с рок-звездой Пэйджем в составе, а музыканты DEEP PURPLE были никому не известны.

Jimmy Page, Peter Grant, with Bad Company Austin. Foto by Carl Dunn 01 September 1974

Вышесказанное ничуть не умаляет заслуг Гранта. Когда Питера спросили, какую самую главную вещь должен уметь менеджер, тот ответил: «Знать, когда сказать «нет»». Уж он-то точно знал, когда ответить отказом, и всегда добивался своего.

Питер умер от инфаркта в автомобиле 21 ноября 1995 года, а похоронен был 4 декабря, как раз в день 15-ой годовщины официального распада LED ZEPPELIN…

Владимир Дрибущак,
г.Винница, Украина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь