Андрей Беспамятнов

Начало

Несколько дней спустя после вышеописанных событий, в эфире немецкой телепередачи Beat Club был представлен клип (это и правда был клип, чем-то напоминающий заставку к фильмам Бондианы с обилием обнаженных девушек) на песню Whole Lotta Love. В качестве кадров, непосредственно связанных с музыкантами, были использованы фрагменты предыдущей телепередачи, о которой я упоминал в прошлых главах.

Сам Пейдж никакого отношения к сему творение не имел и особо не возмущался. Все мысли нашего героя были сосредоточены на записи нового, третьего альбома. Тут и подоспело предложение от полностью физически восстановившегося Роберта Планта отправиться в Уэльс, в сельскую местность, в коттедж Bron-Yr-Aur. Джимми с удовольствием откликнулся и отправился туда вместе с Шарлоттой и свои персональным ассистентом, Плант захватил свою жену, дочку Кармен, собаку (по кличке Страйдер, которого Роберт потом увековечит на сцене) и тоже своего персонального ассистента. Практически, это была типичная для тех лет хиппистская коммуна, с одним важным отличием – среднемесячный доход ее участников исчислялся в фунтах цифрами с пятью нулями. Такие акустические посиделки, породили у Джимми массу идей и уже 6 мая все Зеппелины собрались в студии Олимпик. Часть записанного там материала была Маэстро утверждена в качестве новых трэков, а часть вызвала вопросы. Теперь уже Джимми сам предложил перебраться в другой коттедж – Хэдли Грандж, который ему порекомендовал участник группы Small Faces Ронни Лэйн. Он же посоветовал забрать у него в аренду его собственную передвижную мобильную студию, смонтированную на базе грузовика Виккерс.

Тот самый коттедж в Уэльсе
Тот самый коттедж в Уэльсе
Хедли Грэндж куда как солиднее!
Хедли Грэндж куда как солиднее!

Вплоть до середины июня у всей команды шла очень плотная работа над новым материалом. Грант, который периодически навещал своих подопечных, поинтересовался у Джимми как скоро они собираются где-нибудь поиграть. Заодно он сообщил, что в американской Атланте на 5 июля намечается мощный рок-фестиваль с участием, в том, числе Джими Хендрикса и Grand Funk. Гонорар за это действо приличный, но есть альтернатива – фестиваль в Бате, куда собирается не менее достойная компания — John Mayall, Steppenwolf (это те самые, про которых Мартин Миллар в своей книге «Сюзи, Лед Зеппелин и Я» сказал, что у них звук как будто Led Zeppelin разминаются), Pink Floyd, Jefferson Airplane, Byrds и Moody Blues среди прочих. Гонорар тут практически нулевой. Слезы. Пейдж не колебался – мы едем в Бат! Это уже потом Грант – для пиара – всем растрезвонил, что им предлагали в Атланте 200 тысяч американских денег.

Тем не менее, перед фестивалем все-таки требовалось где-то поиграть. Тут и подвернулась поездка в Рейкьявик, столицу островного государства Исландия. Предыстория такова. Приблизительно в эти годы в Западной Европе набирало силу понимание того, что экономически нужно как-то объединиться, дабы в будущем улучшить условия жизни своих жителей. 12 стран Европы, в числе которых и Исландия, и Великобритания, пришли к предварительному соглашению о создании «Общего Рынка» (прообраз будущего Европейского Союза, только гораздо менее политизированный, а самое главное – более разумный с экономической точки зрения, точно не нынешний европейский колхоз, бессмысленный и беспощадный!). В рамках такого сотрудничества страны наметили также и целый ряд культурных мероприятий. Вот одним из таких и стало предложение Великобритании (на уровне Форин Оффиса) отправить в Исландию какую-нибудь музыкальную группу. По началу ими были Ten Years After, которые потом «соскочили» по каким-то причинам. Тут Грант и подсуетился.

Заметно, что исландцам музыка Зеппелинов пришлась по душе. Маэстро на заднем плане.
Заметно, что исландцам музыка Зеппелинов пришлась по душе. Маэстро на заднем плане.

22 июня группа регулярным рейсом Лондон – Рейкьявик (по расписанию два раза в неделю) вместе с аппаратурой и обслуживающим персоналом прибыла на исландскую землю. Кадры всего этого, в том числе и встречи музыкантов в аэропорту и кусочком концерта, доступны на официальном DVD 2003 года выпуска.

В тот же вечер Зеппелины выступили в самом большом (на 2000 человек) зале столицы Исландии и через два дня уже были дома. Забавно, что спустя три года между Великобританией, Данией и Исландией разразилась «селедочная» война, связанная с незаконным (с точки зрения Великобритании) ловом селедки в Северном Море датскими и исландскими рыбаками. Ну война, не война – сторожевые корабли гонялись за рыболовецкими шхунами, без жертв, зато с разбитыми и поломанными судами. Чуть всю идею с «Общим Рынком» под откос не пустили.

В том году фестиваль в Бате шел два дня и 27 июня выступали Pink Floyd, которые не постеснялись на фестиваль притащить целый симфонический оркестр (с хором), дабы сыграть свою только-только записанную пьесу Atom Heart Mother. По тем временам крутизна невероятная! И Зеппелинам, игравшим на следующий день, нужно было очень-очень постараться, чтобы после фестиваля говорили больше о них, нежели об Уотерсе и компании. И им это удалось в полной мере, а наш герой так просто блистал. Одно из лучших живых выступлений Пейджа, однозначно! К сожалению, до сих пор нормальной аудиозаписи этого выступления нет. Есть плохая (на троечку) запись из зала, в смысле – из аудитории, так как фестиваль проходил на открытом воздухе. Утверждают, что где-то у кого-то есть и видео сего действия. Но в это я не верю – уже бы где-то (у кого-то!) всплыло. Кстати, совсем не далеко от места фестиваля сохранились остатки древнеримских публичных бань, по этой причине город и получил свое название – Bath (баня).

Бат, только начали - Песня Иммигрантов!
Бат, только начали — Песня Иммигрантов!

Зеппелины получили просто великолепную прессу после этого события. Писали, практически, только о них, хотя в Бате играло очень много достойных групп и у многих были хорошие и отличные выступления.

После Бата группа вернулась на два в студию Олимпик, дабы добить еще пару композиций к альбому, а 16 июля Зеппелины уже были в Западной Германии, где у них состоялись несколько «тренировочных» концертов, в том числе и в Западном Берлине. Немецкая пресса уделила визиту группы много внимания, но сосредоточилась в основном на одежде музыкантов. И не мудрено – каждый вечер Пейдж с Плантом меняли свое одеяние полностью, иногда доходя до абсурда!

В начале августа вся команда перебралась в США, в Лос Анджелес, где в начале августа должно было стартовать шестое североамериканское турне. На это раз предстояло играть не только в Форуме (ЛА), но и дважды выступить в Мэдисон Сквер Гарден (НЙ), что означало превращение группы в «звезду» первой величины.

Но перед началом турне, Джимми отправился в Мемфис, где в студии Ardent ему предстояло отобрать композиции для нового альбома. У него были мастер ленты, на которых были записаны 16 композиций. Поскольку мы с Вами знаем конечный результат, то самое время написать даты создания этих композиций в их конечном виде:

29 мая — Immigrant Song

30 мая — That’s The Way

3 июня — Friends

3 июня – Celebration Day

3 июня — Out On The Tiles

3 июня — Bathroom Sound

5 июня — Poor Tom

5 июня — Since I’ve Been Loving You

10 июня — Hats Off To (Roy) Harper

10 июня — Hey Hey What Can I Do

10 июня — Key To The Highway/Trouble In Mind

5 июля — Gallows Pole

5 июля — St. Tristan’s Sword

6 июля — Bron-Y-Aur Stomp

6 июля — Tangerine

6 июля — Bron-Yr-Aur

Кстати, композиция Tangerine была создана Пейджем еще в 66-ом году и являлась посвящением Джекки Де Шенон (если кто еще помнит такую из предыдущего повествования).

И теперь самое время поговорить о новой грани композиторского таланта Джимми, которая в полной мере проявилась при записи третьего альбома. Речь идет о полифонии. Как известно, полифония – это (в кратком изложении для непрофессионалов) склад многоголосной музыки. Первооткрывателем сего способа передачи музыки (а скорее – музыкального воздействия на слушателей) считается Иоганн Себастьян Бах, чья 17-я фуга в этом смысле является образцово-показательной. Бах, как известно, был церковным органистом и стремился усилить (религиозное) воздействие на публику, что ему в полной мере и удалось. В целом, музыкальное произведение, построенное на принципах полифонии, содержит как бы контрапункт, который остается неизменным, а другие голоса (инструменты) могут вести свои партии, периодически возвращаясь к контрапункту или создавая ему как бы противовес. Надеюсь, что понятно. В 20-ом веке мастером полифонии однозначно можно считать выдающегося джазмена Майлса Дэвиса, который просто мастерски выстраивал звучание своих оркестров, при этом сам только периодически им «задавал» тот самый контрапункт.

В рок-музыке, в силу разных причин, полифония прижилась не сразу (не надо путать с импровизацией!), но Пейджу она явно пришлась по душе – на третьем альбоме сразу три композиции – Friends, Since I’ve Been Loving You и Gallows Pole построены как раз в полифоническом ключе. В дальнейшем самым ярким примером станет The Rain Song.

В том же июле, Алексис Корнер вместе со своей группой CCS «кавернул» Whole Lotta Love в чисто инструментальном виде, заменив вокальную партию Планта … флейтой!!! Джингл, сделанный из этой версии Корнера, на протяжении почти двух десятков лет служил музыкальной заставкой для еженедельной передачи ВВС “Top Of The Pops” ! Первый эфир этой передачи был в четверг вечером, а повтор – в субботу днем, из-за чего приходилось периодически «косить» от школы, дабы еще раз насладиться любимыми песнями.

В следующем 71-ом году Алексис «кавернёт» Black Dog.

10 августа стартовало североамериканское турне, которое после нескольких выступлений было остановлено в связи с тем, что отец Джон Пол Джонса умер и басист вернулся в Королевство на похороны. После возвращения Джонси, Зеппелины продолжили турне, отыграв и те выступления, что были отменены в связи с трагическим событием в семье их товарища. В сет-листе присутствовали четыре новые композиции — Immigrant Song, Since I’ve Been Loving You, That’s The Way и Bron-Yr-Aur. Две последние входили в акустическую часть программы, которая теперь стала обязательным пунктом выступления. Хочу обратить внимание – не Bron-Y-Aur Stomp, которая вошла в альбом, а Bron-Yr-Aur, которая туда не попала и являлась фактически сольным номером Пейджа.

Эти забавные полукокосы и есть награда Лучшей Группе Мира! Ну не Феррари же вручать, правда?
Эти забавные полукокосы и есть награда Лучшей Группе Мира! Ну не Феррари же вручать, правда?

Во время турне Пейдж, от одного своего знакомого британского журналиста, получил известие, что Led Zeppelin по результатам голосования Melody Maker получили титул не только лучшей британской группы – 70, но и с большим отрывом (по процентам голосовавших) победили в номинации Лучшая Группа Мира. Вскоре Питер Грант подтвердил это, сообщив, что в обеих номинациях вторыми оказались Beatles. Группа покинула США, дабы 16 сентября в пафосном лондонском отеле Савой из рук редакции MM получить не только эти две награды, но и награды за лучший альбом (Лед Зеппелин 2), лучших композиторов (Плант-Пейдж), а Пейджа ждала персональная награда – Лучший Гитарист Великобритании – 70.

Продолжение следует!

Продолжение

13 июля 2020 года

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here