Эта книга вышла в свет осенью 2016 года и представляет собой полную хронологию деятельности группы, как и следует из её названия. Сразу стоит ответить на вопрос — чем же она отличается от других подобных, известных и авторитетных  изданий? В самом деле, ведь есть же у нас The Concert File Дэвида Льюиса и Tape Documentary Льюиса Рэя. Первое и главное отличие с точки зрения собранного исторического материала — в этой книге скрупулезно представлена информация по всем работам в студиях, хронология подготовки альбомов. Где и когда была записана каждая песня, немного истории и даже рабочие названия (например, Communication Breakdown — предварительно Too Good или Good Times Bad Times — первоначально A Man I Know).

Также в книге упомянуты все записи, в которых принимали участие музыканты во время своей звездной карьеры. Здесь и август 68 года на альбоме PJ Proby Three Weeks Hero (все музыканты, Плант на гармонике и тамбурине),  и участие Бонэма в записи альбома Jimmy Stevens в апреле 72 года, и Джон Пол Джонс на альбоме Madeline Bell в октябре 73 года, и записи для “оркестра” Маккартни в октябре 1978 года (Джон Пол Джонс и Бонэм), как впрочем и все другие имевшие место.

Что касается концертов — то здесь как и принято — сетлист и короткий (иногда и не очень) комментарий к выступлению. Часто используются цитаты из местной прессы, отзывы о прошедших концертах. Перечислены также все отмененные концерты и туры (август 1977 и октябрь-ноябрь 1980). Но если книга Льюиса Рэя акцентируется на существующих записях, бутлегах — продолжительность концерта, качество записи, перечень существующих аудио и видео, и Дэвид Льюис также упоминает основные бутлеги в конце каждого описания концерта, то в этом издании эта часть народного творчества осталась за кадром. Также материал книги не касается последующей сольной карьеры музыкантов, лишь реюнионам уделено немного внимания в конце книги, в главе “1980: The End Of The Road”.

Впечатляет формат и оформление книги. Профессиональное издание размером с лист А4, твердая обложка, качественный переплет, белоснежная бумага, множество цветных фотографий. Книга вышла в издательстве Backbeat Books, цена в US $39.99. Достойный подарок жаждущим Цепперманам!

Немного об авторе. Майк Роберти известный британский журналист, историк музыки, публикующийся в диапазоне от Guitarist и Mojo до The Independent. Последние несколько лет он работал над монументальной двухтомной хронологией Эрика Клаптона (тоже Day By Day). Собственно в ходе этого проекта у него и начался скапливаться материал для книги о Лед Зеппелин, работа над которой заняла два последних года.

Чтобы проиллюстрировать что все три упомянутые книги абсолютно авторские произведения и при совместном прочтении только добавляют красок в живую картину возьмем в качестве примера описание одного из концертов 1977 года.

30 May 1977, Capital Centre, Landover, Maryland

David Lewis, The Concert File :

“Питер Грант вспоминает : Я был приглашен на обед в Русское посольство и после все гости отправились на концерт. Кажется это было в Лендовере. Они были довольно подготовлены. Я ехал в лимузине с одной из посольских жен и она спросила : “Как со звуком у вашей группы?” Я ответил : “Отличный звук”, на что она сказала, что в прошлом году на концерте Rolling Stones и не хватало низких частот, так как динамики были подвешены высоко над полом. Вот это да! Они познакомились с парнями перед концертом и, вместо того чтобы смотреть из ложи, расположились на краю сцены. Джонси специально сыграл вариации Рахманинова во время No Quarter и русские гости впечатлились. Мы планировали поехать в Россию, но после трагедии Роберта пришлось свернуть все планы. Жалко, мы бы были там первой рок-группой!”

[В итоге первым стал Элтон Джон, сыгравший Москве и Ленинграде в мае 1979 года целых восемь концертов!].

Luis Rey, Tape Documentary :

175 минут. Превосходный концерт. Плант не растерял свой сильный голос и выдал свою лучшую пулеметную импровизацию во время Since Ive Been Loving You с типичными чувственными напористыми выкриками “B-b-b-b-babe”.

No Quarter просто прекрасна — одна из лучших версий. Она включает виртуального копию инструментала Boogie Chillen в быстром и яростном темпе. Взаимодействие инструментов просто совершенно, при очень сложном развитии темы. Версии 1975 года в сравнении с новым звуком кажутся просто примитивными. Плант объясняет возвращение к акустическим сетам после долгого их отсутствия в программе, а Пейдж пробует спотыкающееся вступление к Battle For Evermore.

Превосходную версию Stairway To Heaven Плант объявляет “Эта песня повествует историю смеха наших дней”. Соло, с несколькими быстрыми каскадами Пейджа, напоминает потрясающую версию с концерта 1973 года в Оффенбурге. Фактически, Пейдж блистал на протяжении всего концерта, он в своей лучшей форме. Плант призывает аудиторию подпевать, замолкая на “lonely, lonely” в триумфальной и буйной версии Rock And Roll.

Mark Roberty, Day By Day :

Последний концерт в Мэриленде и одно из лучших шоу 77 тура. Исполнение на высоком уровне, соответствующее качеству концертов В Лос Анджелесе. Джимми Пейдж в своей лучшей форме, как и остальные участники группы. Четырехдневное выступление на этой площадке завершилось на высокой ноте.

Воспоминания Питера Гранта, разбор отдельных песен и общее впечатление от концерта. Если брать другую дату — в каждой из книг будут свои акценты и объем информации будет разниться. Так что пусть будет больше книг о великой группе — хороших и разных!

Олег Павлов
Март 2017 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь