Музыкальная газета Melody Maker (Англия) 13.09.1969г.
Автор: Richard Williams
Led Zeppelin и прилагательное «тяжесть» практически синонимы. Эти два понятия были созданы друг для друга, и одно без другого сложно представить.
Но говорят, что так называемая «тяжелая сцена» умирает, а ей на замену приходит непонятная новая причуда – возможно, смесь кантри-музыки и рока.
Как же Джимми Пейдж, гитарный ас Zeppelin к этому относиться? Недавно Джимми, в очередной раз, ненадолго заглянул в Лондон, и я успел расспросить его об этом.
«Едва ли тяжелая музыка куда-либо испариться», ответил он. «С тех пор как пару лет назад андеграундная сцена зацвела буйным цветом, музыкальный кругозор слушателей только лишь расширяется».
С одной стороны есть такие попсовики со своей музыкой в стиле фолк, как The Pentagle, а с другой стороны, наша команда. На этой сцене места хватит всем, и каких-то резких перемен я бы прогнозировать не стал».
Судя по тому, как недавно Zeppelin, в одной обойме с Jethro Tull, встречали в Штатах, Джимми прав. Они с успехом прокатились с концертами от побережья к побережью, в Нью-Йорке на концертной площадке, рассчитанной всего на 10000 человек, на Zeppelin пришли посмотреть 21000.
Золото
Промоутер запихнул в концертный за несколько тысяч зрителей (сверх дозволенного), тем самым разочаровав 10000 других зрителей. И этот же самый промоутер поспешил предложить группе гонорар в 30000$, чтобы через два дня они снова выступили, в том же самом зале. Но из-за ранних договоренностей, к сожалению, им пришлось отказать.
А еще они получили золотые диски за миллионный тираж своего дебютного альбома, получив 35000 предварительных заказов на новый альбом, «Led Zeppelin II». Все говорит о том, что скоро в их активе будет уже два золотых диска.
«Нас принимали в Америке просто обалденно», рассказал мне Джимми. «Принимали отлично, также как Jethro, особенно на Западном Побережье».
«На мой взгляд, сейчас эта сцена процветает. У слушателей дома совершенно разнообразные коллекции пластинок, и этот факт не может не радовать».
«Они собирают пластинки, как Zeppelin, так и Crosby, Stills And Nash, по сути, остающимися популярной попсой. Сейчас народ предпочитает «музыку для живота», музыке «для головы», хотя и «животную музыку» сочинять непросто».
«В Америке, пластиночные новинки мне слушать просто некогда, тогда как в Британии, я такие записи слушаю, и душой отдыхаю. В основном случаю «гитароориентированную» музыку, что, вообщем-то, объяснимо. Мне нравятся разные стили, в том числе и фламенко. Слышал такого гитариста, как Манитас Дэ Плата? Он убойный. Просто обалденные цыганские мотивы».
Все знают о том, что Америка главный музыкальный рынок для Zeppelin, именно в этой стране они получают главное признание… плюс, естественно, хорошие деньги. Не считает ли Джимми, что британские слушатели и зрители в чем-либо ущемлены?
«Британия та страна, в которой стоит пробиться, но преуспеть здесь намного труднее. Надо очень постараться, чтобы англичане начали тебя слушать, тогда, как американцы готовы слушать тебя изначально. А если им чем-либо не понравился, на второй твой концерт они просто не придут».
«Но вместе с тем добиться признания в Америке английским группам очень даже непросто», предупредил Джимми. «Группе, в чьих рядах царит разлад, в Америке не пробиться. Тот же Джефф Бек, к примеру, едет выступать в Америку, и каждый раз собирает новую группу, поэтому вовсе не удивительно, что его эта страна уже задрала».
«Сейчас нам в Америке откровенно везет. В этой стране невероятная музыкальная сцена. По новой системе, группа получает процент от зрительского сбора, то есть от посещаемости, таким образом, на одном концерте в Лос-Анджелесе, мы заработали 37000$».
Имя
«Когда год назад мы только собрались и впервые приехали в Америку, публика собиралась на наших концертах благодаря моему имени, потому что я не раз приезжал в эту страну с The Yardbirds, и нас всегда отлично принимали».
«Молодой группе труднее всего было заработать новых фанатов, и, на мой взгляд, сейчас эти фанаты у нас есть. Это очень важно, и сейчас я доволен тем, что в нашей группе нету звезд, что все равны».
«Я думаю, что в дальнейшем мы будем проводить в Америке до полугода. Звучит чудовищно, но британцы просто не понимают, насколько это большая страна. На ее просторах можно запросто потеряться!».
«Нам творческий застой не грозит, так как новые идеи появляются постоянно. Наш второй альбом кардинально отличается от первого, и третий, скорее всего, тоже будет другим».
«Джон играет на органе, и мы будем использовать этот инструмент в дальнейшем, на наших концертах. Я играю на гитаре со стальными струнами, и это открывает для нас множество новых музыкальных возможностей».
Импровизация
«И потом Роберт Плант просто фантастический вокалист. Каждая новая песня, его новая фразировка, и меня, как музыканта, это очень стимулирует».
«Время от времени я джемую в разных клубах, но надо уметь просчитать эмоциональную, душевную выгоду от очередного джема заранее, иначе заморачиваться не стоит. На своем веку я видел множество откровенно скучных джемов».
Сейчас Джимми и его группа взяли месячный отпуск, после чего начнется очередная серия лихорадочных разъездов. На момент нашей встречи, Джимми «разрывался» и решал, что ему делать, то ли поехать в Испанию, поиграть с несколькими гитаристами фламенко, то ли заглянуть на остров Элба, погостить на вилле у друга.
А еще он собирается купить себе Роллс-Ройс белого цвета. «Кто-то решит, что я понтуюсь, но я увлечен этой идеей». Единственный облом состоит в том, что у Джимми нет прав и сам он машину не водит.
Отгуляв отпуск, Zeppelin отправятся в студию, чтобы записать свой первый серьезный сингл.
«Atlantic выпустили в Америке один сингл с нашего первого альбома, но как сингл, то есть песня с явным коммерческим потенциалом, там вещь никак не задумывалась. Jethro Tull на своем примере доказали, что хороший сингл может и не выстрелить, поэтому сейчас наша очередь попробовать».
«Мы запросто может сочинить и выпустить песню на 2,5 минуты, почему бы и нет? И на новом альбоме достаточно коротких по своей продолжительности песен хватает. Минуты на четыре. Но по большому счету эти песни основа для наших концертных выступлений, когда мы импровизируем, и эти песни растягиваются».
Сессии
Добившись успеха с Yardbirds и Zeppelin, ранее Джимми был известным сессионщиком, и всего за один день мог поучаствовать в двух, а то и в трех сессиях записи. Нет желания когда-нибудь к этому вернуться?
«Точно нет. Сессионная работа меня чертовски выматывала, когда я безумно нервничал, при этом настоящее удовольствие от сессии я получал с периодичностью раз в два месяца. Но все равно я бы не отказался отыграть на альбоме того же Джо Кокера, потому что этот певец точно знал, какие музыканты ему необходимы».
«Я бы поучаствовал в сессии, когда нужно играть интересную лично для меня музыку, в противном случае я отказался от всех прочих предложений подобной работы».
Перевод — Дмитрий Doomwatcher Бравый 09.05.18