10 августа 1966. Джимми Пейдж в составе The Yardbirds.

Андрей Беспамятнов

Начало

Клуб под названием Crawdaddy Club стал настоящей кузницей кадров для британского блюзового движения. Не перечислить всех, кто прошел через его сцену – их было десятки, если не сотни! Юного Джимми, понятное дело, очень сильно интересовало происходящее. Периодически Джимми поднимался на сцену, играя джемы с приходящими группами. Одновременно Джимми посещал и ставший позже всемирно знаменитым клуб Marquee в Сохо, на Уордорф Стрит. Там сейчас Чайна Таун, а сам клуб несколько раз менял место дислокации, но сохранял название. В Марки Пейдж уже лицезрел Алексиса Корнера и его блюзовую группу. Выступал там и Сирил Дэвис. Там же в Марки, Пейдж в компании с Беком познакомился с Клэптоном и выяснил, что они почти соседи по месту жительства. Пейдж при этом продолжал обучаться в Арт Колледже, серьезно увлекшись живописью, что в будущем окажет огромное влияние на оформление обложек пластинок Led Zeppelin. Джимми периодически подмывало поучаствовать в разных группах, но все попытки не были продолжительными. Отметим его кратковременное сотрудничество с группой Mickey Finn And The Blue Men (в названии нет никакой связи с сексуальной ориентацией, тогда за «голубые» штучки в Королевстве СУРОВО судили). Мики Финн в ближайшем будущем станет партнером Марка Болана и членом группы Болана T.Rex, добившейся в начале 70-х феноменального, но краткосрочного успеха. Столь феноменального, что начинающий режиссер Ринго Старр снимет фильм о Болане “Born To Boogie” с гостевым участием Элтон Джона. Финн пригласил Пейджа в 72-ом году на премьеру этого кино в Лондоне и наш герой кое-какие моменты из этого фильма намотает на ус, а потом постарается реализовать их уже в составе своего любимого Led Zeppelin.

Юный сессионщик. В руках — Лес Пол!

Кроме того, Пейдж довольно-таки плотно поработал с Крисом Фарлоу и его группой Chris Farlow & The Thunderbirds. Это было в 1961 году. Настолько плотно, что в 2017 году Джимми на своем собственном, только что открытом, рекорд-лейбле выпустит виниловый диск Chris Farlowe & The Thunderbirds: The Beginning, который будет доступен ТОЛЬКО на сайте Пейджа (в смысле заказа) и не будет выпущен в виде CD или другого носителя. Его даже скачать нигде невозможно. Вот как это называется?

В 1988 году Джимми попросит Криса спеть несколько песен на своем сольном альбоме “Outrider”.

Впрочем, вернемся к повествованию.

Джимми пребывал как-бы на распутье – ему снова хотелось играть в группе (найти бы подходящую!), и в то же время он хотел закончить колледж. Развязка наступила, как всегда, неожиданно. В один из вечеров в том же Марки, к Пейджу подрулил Джон Гибб (никакой связи с Гиббами из группы Bee Gees, просто однофамилец!), бывший музыкальным директором и участником группы Brian Howard & the Silhouettes, с предложением поучаствовать в студийной работе для Columbia Graphophone Company.Речь шла о записи пары синглов. Джимми согласился. Качество его работы настолько впечатлило Майка Линдера, работавшего на Decca Records и присутствовавшего там же в студии, что он немедленно предложил юному гитаристу постоянный ангажемент, с твердой ставкой 40 фунтов в неделю. Напомню, что тогда фунт стерлингов содержал 240 пенсов, согласно двенадцатиричной системе исчисления, принятой в Великобритании. До 100 пенсов фунт «похудеет» в 1971 году.

Пейдж стал в Лондоне всего вторым постоянным сессионным гитаристом и его называли «Малыш Джим», так как первым гитаристом был Джим Салливан, ирландец, довольно высокого роста. Выше нашего героя. К этому моменту работы в сфере звукозаписи стало столько, что Большой Джим не справлялся, поэтому своего нового коллегу он воспринял дружелюбно, давал ему ценные советы, помогал с настройками, словом – делился опытом.

Запись уже упомянутых выше синглов состоялась в декабре 62-го года и до конца года Пейдж еще успел поучаствовать в записи как минимум 4-х композиций – одной с группой Сирила Дэвиса и трех с «Крестоносцами», по старой доброй памяти, так сказать.

11 ноября 1961. Джимми Пейдж в составе Neil Christian & Crusaders

А уже с февраля 63-го Пейдж с головой ушел в новую для себя работу, которая заняла почти три с половиной года его жизни. Колледж был успешно забыт. Джимми надо было очень быстро учиться сразу многому – и прежде всего музыкальной грамоте, которой он не владел совсем. Далее, ему пришлось осваивать премудрости звукорежиссерства, технологиям записи, работы с оркестрами и рок-группами, надо было разбираться и в постановке звука. Про продюсирование сначала речь не шла, ибо Джимми просто впахивал по 10 – 12 часов в различных студиях, не задумываясь, что перспективно, а что нет.

Работа Джимми в качестве сессионного музыканта продолжалась, как я уже выше говорил, без малого три с половиной года – до лета 1966-го года. Не буду здесь в подробностях перечислять все его подвиги на сессионной ниве, а просто остановлюсь на нескольких запоминающихся моментах.

Тема “Goldfinger” к одноименному фильму Бондианы 64-го года с (еще пока!) Шоном Коннери в главной роли. Саму песню исполняет негритянская (к черту политкорректность!) певица Ширли Бесси. Пейдж где-то там на гитаре в оркестре. Вычленить его партию моё ухо не в состоянии. Может кому-то повезет?

Kinks – You Really Got Me1964 год. Пейдж один раз проговорился, что рифф к этой композиции придумал он. Братья Дэвисы это яростно опровергли. С течением времени Джимми к этому не возвращался, но у Кинкс НИЧЕГО близкого по жесткости в дальнейшем не было. Ни разу. И эта гламурная предтеча Брайана Ферри и Roxy Music спокойно существовала на музыкальном рынке, отметившись концептуальным альбомом «Влет и Падение Британской Империи», выпущенном в 67-ом году.

Joe Cocker – I’ll Cry Instead1964. В этом дебютном сингле Джо, Пейдж стал звукоинженером и попробовал продюсировать. В целом кавер на Битловскую композицию получился отменным.

The Who – I Can’t Explain. 1965. Ни секунды не сомневаюсь, что Джимми деятельно поучаствовал в создании этой композиции. Пит Таунсенд, гитарист группы, и сам был мастером шикарных риффов, и в паре с Джимми они здесь славно поработали.

Rolling Stones. В 75-м году Роллинги выпустили немного странный сборник “Metamorphosis”. В трех композициях, датированных 64-65 годами отмечен Пейдж как гитарист – “Out Of Time”, “Heart Of Stone” и “Blue Turn To Grey”.

В 65-ом году Пейдж плотно занимался записями в студии певицы Джекки Де Шеннон, с которой у него завязались романтические отношения. Пейджа немного смущало, что девушка старше его (тоже мне проблема!). Роман, как и сотрудничество на музыкальном поприще, сошли на нет.

В том же 65-ом году Пейдж записывает и выпускает два собственных сингла (то есть 4 композиции всего). Результаты в плане успеха – нулевые.

Как-то, уже после своего ухода из Yardbirds, в студию к Джимми завернул Эрик Клэптон. Приятели записали целый ряд композиций, которые несколько лет спустя будут выпущены на пластинке «Антология Британского Блюза» без всякого ведома Эрика и приведут к первому, но не последнему, конфликту Джимми и Клэпа.

Во время съемок фильма Blow Up

По личной просьбе Мика Джеггера, наш герой запишет несколько композиций Марианы Фейтфул, тогдашней пассии главного Роллинга, где будет не только играть, но и выступит в качестве звукорежиссера и продюсера.

Еще в 63-ом году Пейдж в студии впервые встретился с Джоном Полом Джонсом. Джонс так же работал сессионным музыкантом, в основном клавишником, а иногда и играл на бас-гитаре. Вместе они впервые поработали над синглом «Даймондс» Джета Харриса и Тони Миэна. В 64-ом году Джонси задумал записать свой собственный сингл – сторона А — Baja и сторона Б — A Foggy Day In Vietnam и обратился за помощью к Пейджу. Тот не отказал. Пейдж отметил про себя продвинутого универсала, не смотря на его юный возраст – 18 лет!

В конце того же 64-года, Джимми получил приглашение заменить Эрика Клэптона в Yardbirds. Джимми отказался, но предложил своего старого приятеля Джеффа Бека. Того с удовольствием взяли. В знак благодарности Джефф (наверное, с первой зарплаты!) подарил Пейджу шикарный Фендер Телекастер с психоделическим рисунком. Эту гитару у Пейджа «свистнут» летом 69-го года перед концертом в Торонто. От чего Джимми придет в неописуемую ярость и долго будет отказываться выйти на сцену.

Джимми Пейдж и Джефф Бек времён Yardbirds

В июне 66-го года Пейдж все-таки согласится присоединиться к Yardbirds на постоянной основе в ответ на повторное приглашение. На этот раз предстояло заменить басиста Пола Самвелл-Смита. Джимми согласится прийти на роль бас-гитариста. Видать совсем студийная работа надоела.

Перед этим событием, было другое, более важное для нашего повествования. Джефф Бек в мае того же 66-го, решил записать в студии кое-какие свои сольные идеи, которые в будущем станут его первым сольным синглом, так как и он «успешно» покинет ряды Yardbirds. Помогали Джеффу Кит Мун (The Who), Джон Пол Джонс, Никки Хопкинс. В студии ошивался и Джон Энтуистл (бас, The Who). Тогда-то, предположительно из уст Энтуистла, и прозвучало словосочетание “Lead Zeppelin”. Одной из композиций на этой сессии была “Beck’s Bolero”, автором, который был сам Пейдж, несмотря на название.

Приход в Yardbirds означал для Джимми не только новые впечатления, но и знакомство с Питером Грантом и одним из величайших режиссеров 20-века Микеланджело Антониони.

Об этом – в следующий раз!

Продолжение

10 мая 2020 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь