Андрей Беспамятнов

Начало

Сорри за долгое отсутствие в эфире. Коронавирус не щадит никого.

Впрочем, продолжим.

Пейдж перешел в Yardbirds летом 66-го и, как помним, был готов к роли бас-гитариста. Однако, практически сразу, он выступил с инициативой сделать в группе две соло-гитары, а Крису Дрейи дипломатично предложили освоить басуху. Джефф Бек горячо поддержал друга и Крису пришлось в срочном порядке переучиваться. Во всяком случае, в фильме Антониони “Blow Up” Пейдж на гитаре, а Крис – на басе.

Теперь о фильме. Микеланджело Антониони считается одним из самых выдающихся режиссеров 20-го века и многие его считают основоположником так называемого «нового реализма» в кино, суть которого сводится к простой формулировке – снимаю то, что вижу. Кстати, это любимая фишка современного российского кино, видать креатива не хватает. По поводу «основоположника», конечно, можно было бы поспорить, но в плане мастерства, гениальность Антониони нужно признать безоговорочно. Фильм получился великолепным, просто супер. Смотрел его несколько раз, сначала в 10-ти летнем возрасте (понятно, что из-за Пейджа). Практически ничего я тогда в этом фильме не понял. А потом – уже осознанно – несколько раз просто наслаждался блестящим кино. Последняя сцена в этом фильме – игра в теннис – просто фантастическая! Рекомендую этот фильм всем настоящим киноманам. Забавно, что во время пребывания Антониони в Лондоне, во время съемок фильма, его пригласил к себе домой Пол Маккартни. Как сам Пол вспоминал, он показал маэстро несколько своих любительских кинонабросков. Микеланджело несколько раз вежливо улыбнулся, глядя на художества Маккартни, но в душе, наверное, готов был Пола «удушить». Во всяком случае, Маккартни именно так потом и утверждал.

Yardbirds 1968 — до распада недолго!

Параллельно со съемками в кино, Пейдж приступил к своей работе в качестве гитариста в группе. Первой пробой пера был сингл “Stroll On (как раз она звучала в фильме) — Happenings Ten Years Time Ago”. Видать у Криса в это время с бас-гитарой были еще не лады, так как на басу играл … Джон Пол Джонс! Забавно, что во время этих сессий была записана композиция “Psycho Daisies”, где как раз Пейдж играет на бас-гитаре, а вокальная партия принадлежит Джеффу Беку! Такой раритет.

Интересно, что осенью 66-го года, уже будучи в Yardbirds, Пейдж продолжал подрабатывать студийным музыкантом – Everly Brothers записывали в Лондоне свой альбом Two Yanks In England. Джимми отметился на нескольких композициях этого альбома, а чуть позже Пейдж помог Элу Стюарту в записи альбома Bed-Sitter Images.

Той же осенью группа в составе большой гастрольной команды, состоящей из нескольких британских групп (хедлайнер – Rolling Stones), начала турне – сначала по Великобритании, а потом и по США и Канаде. Именно в Штатах, посреди турне, группу решил покинуть Джефф Бек. Причин было несколько, но основная, видимо, жесткие противоречия с Китом Релфом, вокалистом группы. Бек предполагал, что Пейдж к нему присоединиться и уйдет тоже, но Джимми отказался, считая, что у Yardbirds есть перспективы. Ходили слухи, что это вызвало острую реакцию Бека и даже обиду. Думаю, что это не так. Во всяком случае, когда Джеффа Бека в 2009 году принимали в Зал Славы Рок-н-Ролла (в его американском варианте, а есть еще британский Зал Славы), первым Джефф пригласил на сцену Джимми и назвал его самым настоящим другом всей жизни.

В ноябре 66-го менеджером Yardbirds стал Питер Грант. Питер энергично взялся за дело, и доходы группы, практически непрерывно гастролирующей, резко возросли. Сам Грант много лет спустя сетовал, что пришел в группу слишком поздно, дабы спасти ее от распада. Грант сразу же обратил внимание на Пейджа, который взял все музыкальные бразды правления в свои руки, и всячески его поддерживал во всех его начинаниях. Вот здесь без реальных обид не обошлось. Много лет спустя в формате DVD выйдет документальный фильм, посвященный Yardbirds — History 1964 – 1968, снятый по инициативе Криса Дрейи, Пола Самвелла-Смита (бас-гитара, продюсер группы до прихода Пейджа) и Джима Маккарти (барабаны) (Кита Релфа, увы, уже не было с нами). Так вот в этом фильме очень заметна была некая дистанция всех троих по отношения к Пейджу. Бека и Клэптона они пригласили на беседы, так сказать очно, в вот Пейдж давал комментарии в он-лайне. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Лето 1966 в свингующем Лондоне! Джимми присоединился к группе!

Группа, как я уже говорил, активно гастролировала, периодически попадая и на ТВ – во всяком случае, сохранились съемки на французском и немецком телевидении.

Репертуар группы заметно утяжелился и сделал заметный крен в психоделию. Именно тогда Джимми в композиции “I’m Confused” стал активно использовать скрипичный смычок при игре на гитаре, что станет его фирменным знаком на долгие годы. Сам Пейдж вспоминал, что он случайно (году в 65-ом) в студии при записи какого-то очередного оркестра, подобрал смычок и попробовал им играть. Джимми это очень сильно понравилось и дальше он стал это использовать на постоянной основе. По поводу самой композиции, которая в недалеком будущем превратиться в бессмертную “Dazed & Confused” и войдет в репертуар Led Zeppelin на постоянной основе и станет просто легендарной для поклонников группы, ничем не уступающей “Stairway To Heaven”, можно сказать совершенно определенно – она в значительной степени «содрана» с композиции Джека Холмса “Dazed & Confused” с альбома “Above Ground Sound Of Jake Holmes”, вышедшего в 66-ом году. О вольном обращении Пейджа с чужим материалом мы еще поговорим, когда дойдем до времен Led Zeppelin, но в данном случае плагиат просто очевиден, и не совсем понятно почему Холмс не засудил Пейджа, хотя в некоторых – совершенно не очевидных! – случаях, некоторые это пытались сделать.

Весь 67-год группа продолжала гастролировать, не забывая записываться. Джимми поучаствовал в записи трех синглов и одного полноформатного альбома – “Little Games”.

Общая обстановка в группе постепенно ухудшалась и связано это было с перманентными закидонами вокалиста Релфа – то он пил, то не пил, но нюхал или курил. Грант пытался навести порядок, но понимал, что в группу он пришел как в чужой монастырь – все уже было украдено до нас! Поэтому разговоры между Пейджем и Большим Питером о создании чего-то совершенно нового значительно интенсифицировались на протяжении всего 67-го года.

Всем было понятно (кроме Релфа), что дальше так продолжаться не может. Крис Дрейя активно поддерживал Джимми в его инициативах, по сему внутри команды было как бы три части – Релф сам по себе, Маккарти вроде бы за себя тоже, но с желанием поиграть, и Крис с Джимми. Ну и Грант – на стороне Пейджа.

1968-й год стал завершающим для Yardbirds – в июле после нескольких выступлений группа распалась, успев выпустить в феврале еще один сингл. Релф ушел и создал вскоре великолепную фолковую группу Renaissance, Пейдж и Дрейя готовились к новой музыкальной жизни, а вот Маккарти вдруг решил присоединиться к ним, чем поставил нашего героя в весьма затруднительное положение – Джимми хотел себе другого барабанщика. Упс!

При этом Пейдж (опять с участием Джона Пола Джонса!) поучаствовал в записи двух композиций в дебютном альбоме группы Джеффа Бека – “Truth”. Кстати, одной из композиций на этом альбоме была незабвенная “You Shook Me”, которую пел Род Стюарт, вокалист Джеффа.

Пейджу эта версия жуть как не понравилась (а он помогал в студии Беку и как звуковик и как продюсер), но он ничего об этом Беку не сказал, решив про себя, что запишет её – когда-нибудь! – гораздо лучше. И с другим вокалистом.

Продолжение

8 июня 2020 года

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here