Rock Candy (UK magazine). February-March 2019.

Led Zeppelin. The first 100 days. Dave Lewis, John Tremaglio.

Авторский перевод и адаптация для LedZeppelin.Ru – Олег Павлов.

В ознаменование 50-летия выхода первого альбома группы и их первых американских гастролей, эксперты и летописцы группы – Дейв Льюис и Майк Тремаглио – напомнили хронологию тех дней в истории величайшей рок-группы.

Хотя первый концерт новой группы состоялся 7 сентября 1968 года в Дании (под именем The Yardbirds) и к началу нашего повествования прошло еще несколько выступлений в Британии, а в конце сентября уже был записан первый альбом (Olympic Studios, девять дней в студии, 30 часов записи, бюджет 1782 фунта), мы начинаем свой отсчет с концерта, на котором группа впервые выступила под названием Led Zeppelin.

25 октября 1968 года – концерт в Университете Суррей, район Баттерси, Лондон

Первое выступление группы под именем Led Zeppelin

20 декабря 2003 года Джимми Пейдж посетил Университет Суррей в Гвилдфорде, где торжественно открывалась мемориальная доска с надписью: “Эта доска установлена в честь дебютного выступления Led Zeppelin в зале Университета 15 октября 1968 года”. Однако есть достаточно оснований полагать, что указана не только неверная дата, но и неправильное место. В музыкальной газете Melody Maker от 26 октября, в разделе объявлений есть анонс, что выступление Led Zeppelin состоится ЗАВТРА в Университете Суррей. Газета обычно поступала в продажу за два дня до своей даты. То есть можно сделать вывод, что концерт состоялся 25 октября. Что же касается места проведения – в 2003 году аукционный дом Bonham выставил на продажу афишу, где место концерта обозначено как Университет Суррей, Большой Зал на Баттерси Парк Роуд в Лондоне. Этот зал расположен прямо напротив знаменитой электростанции Баттерси, увековеченной на обложке альбома Animals Пинк Флойд. На постере указано название группы – “New Yardbirds featuring Jimmy Page”. Вероятно он был напечатан до того, как группа решила сменить название и до того как об этом было объявлено в прессе. На постере указана цена билета – 7 шиллингов и 6 пенсов, что соответствует примерно 5 нынешним фунтам. Также указано, что будет работать бар с выпивкой, что несомненно должно было привлечь публику. Университет Суррей действительно переезжал из Лондона в Гвилдфорд той осенью, но переезд не был еще завершен. Даже в 1969 году в Лондонском зале Университета проходили выступления – Traffic, Junior’s Eye, Дэвид Боуи. Очень маловероятно, что газета Melody Maker перепутала место концерта и отправила всю публику не туда. Лидер группы The Gass, которая выступала на разогреве в тот день, Бобби Тенч, подтверждает, что концерт состоялся в Лондоне, а никак не в Гвилдфорде. Он рассказывает: “У ребят была мощная звуковая система, они играли очень громко. Было ясно, что они далеко пойдут”. Газета Melody Maker не только анонсировала концерт, но и упомянула, что менеджер Питер Грант договорился о шестинедельном турне по Америке, которое должно начаться 16 ноября.

2 ноября 1968 года – пресса Великобритании начинает обращать внимание

Уважаемый диджей Джон Пил отметил Led Zeppelin как группу на которую стоит посмотреть.

В своей еженедельной колонке для издания Disc And Music Echo, в алфавитном обзоре новой музыки на букву L, он написал – “Led Zeppelin, обломки Yardbirds. Джимми Пейдж потрясающий гитарист. Остальные в группе – такого же уровня. Возможно, будут очень хороши.”

9 ноября 1968 года – Роберт Плант женится

Певец Цеппелинов женился на Маурин Уилсон перед вечерним концертом в Лондоне.

Маурин родилась в Калькутте, Индия в 1948 году, ей было всего 19 лет. Говорят что Плант чуть не опоздал на концерт, потому что его машина сломалась по дороге.

9 ноября 1968 года – концерт в зале Roundhouse в Лондоне

Важная дата

Это не только первый большой концерт в Лондоне, в зале бывшем когда-то складом спиртного, под своим новым именем (в афише было написано (Yardbirds, now known as Led Zeppelin), но на этом концерте также выступал Джон Ли Хукер – легенда блюза, а также группы The Deviants, John James и Tyres. Зал Roundhouse получил свою известность после того как 7 сентября там выступили The Doors и этот концерт был записан Granada TV для показа в США (документальный фильм The Doors Are Open).

29 октября 1968 года – фотосессия для первого альбома

Пейдж, Плант, Бонэм и Джонс встретились в фотостудии бывшего участника Yardbirds Криса Дрежа, чтобы сделать фото для обратной стороны обложки их первого альбома.

1968-10-29 LZ by Cris Dreja
1968-10-29 LZ by Cris Dreja

“Дело происходило в одной из моих первых студий в Патни”, – вспоминает Крис. “Я только начинал как фотограф и было приятно, что ко мне обратилась группа для своего самого первого альбома. Помнится, они заплатили мне что-то около 12 гиней (примерно 12,6 фунтов). Это были мои первые шаги в фотографии, но все прошло очень легко и с ребятами не было проблем. Я не делал много фотографий, потому что не мог позволить себе большой расход пленки. Мы только что расстались после Yardbirds, но оставались с Джимми друзьями. Я совсем не знал остальных. Раньше видел только Джон Пол Джонса в разных студиях и недавно ездил вместе с Джимми в Бирмингем чтобы прослушать Роберта Планта и просто посмотреть на него.”

11 ноября 1968 года – подписание контракта с Atlantic Records в Нью-Йорке

Имея в кармане готовый альбом, Грант делает бизнес с Atlantic Records.

Менеджер Led Zeppelin пытался сперва заключить контракт с EMI в Лондоне, но не договорился. Atlantic в Америке выстроил свой бизнес на черной музыке и джазе, но с недавних пор стал активно работать с новой рок-музыкой, подписав контракты с Vanilla Fudge, Iron Butterfly и Cream. Ведущий менеджер Atlantic Джерри Векслер и владельцы компании Ахмет и Несухи Эртегун сразу распознали большой потенциал в новой британской группе. На их решение также повлияла рекомендация английской поп-звезды Дасти Спрингфилд, которая работала и с Пейджем, и с Джон Пол Джонсом. Грант выторговал солидный контракт на 200 тысяч долларов на пять лет, несмотря на последующие попытки фирмы Epic заявить о своих правах, как издателя The Yardbirds. Грант также прописал в контракт беспрецедентные авторские права участников группы. Также в контракте было прописано право Гранта принимать решение о выпуске синглов группы.

Несмотря на сверхуспешный контракт, Грант был по-прежнему озабочен отсутствием успеха в Англии. За выступления группа получала не более 150 фунтов. Он вспоминал: “До выхода альбома никто серьезно нас не воспринимал. Поэтому я обратил все свои усилия на завоевание Америки”.

30 ноября 1968 года – анонс контракта с Atlantic Records

Влиятельный в музыкальном бизнесе журнал Cashbox вышел с заголовком “Крупнейшая сделка Atlantic”.

Статья представила Led Zeppelin как дело, стоящее больших вложений.

Начало декабря 1968 года – фотосессия группы в Лондоне на Виндмилл Стрит

Фотограф Дик Барнатт вспоминает как он снимал Led Zeppelin.

“Я учился в Художественном колледже и интересовался фотографией. Так я получил работу в Impact Agencу на Виндмилл Стрит. Мы занимались разной работой, в том числе и с музыкантами. Делали портреты для продвижения в музыкальной прессе типа NME и Melody Maker. Одним из наших клиентов была компания Warner/Atlantic. В начале декабря 1968 года они дали нам заказ отснять новую группу. Честно говоря, я ничего не знал про Led Zeppelin. Слышал про Джимми Пейджа, его работу в Yardbirds и сессионным гитаристом, но про остальных ничего не знал.”

“Мне было тогда всего 17 лет, но работа прошла очень легко. Мы сделали несколько групповых снимков и затем каждого отдельно. Я помню, что Роберт много курил и пока я его фотографировал не выпускал сигарету. В те годы это было нормально. В нашем офисе был небольшой дворик и я сделал несколько групповых снимков там. Я помню как Джимми взял метлу и они веселились все вместе. К сожалению, эти снимки вышли недопроявленными. Когда все вышли на улицу, там стоял припаркованный Ягуар. В те годы не было так много ограничений на парковку в центре Лондона. Я думаю, что машина принадлежала Джону Бонэму, но не уверен. Я сказал: “Как насчет фото рядом с машиной?”

И они согласились. Я быстро сделал три снимка. На одном мимо проехал грузовик Королевской почты, на другом – авто Мини, и последний получился с чистым фоном. Вот и всё. Ребята уехали. Я отправился в лабораторию и после отослал готовые снимки в Atlantic Records. Просто еще одна работа.”

 

10 декабря 1968 года – концерт в Клубе Марки, Лондон

На афише – “Led Zeppelin, в девичестве Yardbirds”. 50-минутное выступление при поддержке Bakerloo Blues Line.

1968-12-10 LZ at Marquee
1968-12-10 LZ at Marquee

Отчет Тони Уилсона в газете Melody Maker от 21 декабря 1968 года. “Их теперь можно назвать группой тяжелой музыки. Певец Роберт Плант ведет и умело держится на фоне мощного трио музыкантов. Были проблемы с усилителями, но кажется это такая тенденция играть на пределе громкости, что неизбежно мешает музыкальному восприятию. Одна из лучших вещей – Days of Confusion – включала интересную перекличку голоса Планта и гитары Пейджа, на которой он играл смычком, создавая необычные эффекты. Ударник Бонэм – мощный, может даже чересчур, и общее впечатление, что группе Led Zepplin стоит поубавить громкость.”[1]

Менеджер клуба Джон С. Ги был не сильно впечатлён новой группой. “Питер Грант спросил что я думаю. Я ответил, что не особенно впечатлился”.

19 декабря 1968 года – концерт в Сивил Холл, Эксетер, Англия

Zeppelin получили 125 фунтов за выступление на Рождественском балу в Художественном колледже Эксетера. Другими участниками концерта были The Deviants и Empty Vessels (позднее ставшие Wishbone Ash).

Мик Фаррен из The Deviants так вспоминал этот вечер: “Это было до выхода первого альбома. Мы знали Планта по совместным концертам в Бирмингеме и окрестностях. Мы не были знакомы с Джимми Пейджем, потому что он не играл на клубной сцене. Публика швыряла в нас стаканы и когда мы вернулись в гримерку Плант и Пейдж порядком посмеялись над нами. Они сказали: “Вы должно быть были ужасны”. На что мы отвечали: “Сейчас будет ваша очередь”. Они даже одной песни не сыграли когда начались беспорядки в зале.”

26 декабря 1968 года – концерт в США, Колорадо, Денвер, Арена Аудиториум

Zeppelin отправились завоевывать Америку, но их первый концерт ПРОШЕЛ СОВЕРШЕННО НЕЗАМЕЧЕННЫМ.

Группа не была заявлена среди участников концерта. Объявление в Denver Post обозначило Spirit в качестве хедлайнера, а газета Mountain Press писала о совместном выступлении Vanilla Fudge и Spirit. Концерт проходил на круглой вращающейся сцене. Джимми Пейдж играл на Фендер Телекастере времен Yardbirds и для исполнения White Summer взял гитару Danelectro.

Пятнадцать месяцев спустя, 25 марта 1970 года Роберт Плант вспомнил про первый концерт, когда они вновь играли в Денвере. “Восемнадцать месяцев назад мы играли здесь свой первый концерт в США и рады снова вернуться”. Но в 1970 году это был другой зал – Колизей. На следующий день, 27 декабря местная пресса так описывала прошедший концерт: “Концерт разбавили еще одной тяжелой группой из Англии, Led Zeppelin, которая только начала свой тур по США. Ориентированная на блюз (но не блюзовая), сверх электрическая, полный фарш мейнстрим-рока. Играют мощно, напористо, сплоченно, изобретательно и весело (под конец сета). Певец Роберт Плант – уровень выше среднего, но ничего необычного в подаче голоса. Гитарист Джимми Пейдж, овеянный славой Yardbirds, особенно хорош. Басист Джон Пол Джонс – крепкий профи, все время вовлечен в общий звук. Джон Бонэм – эффектный ударник, но не особенно изобретателен, неизыскан и недипломатичен в своих непримечательных соло.”

27 декабря 1968 года – концерт в Сиэтле, Вашингтон, Сиэтл Центральная Арена

Zeppelin выступали на разогреве у Vanilla Fudge вместе с сиэтлской блюз-роковой группой Floating Bridge

Хотя большинство объявлений тех концертов и не упоминали группу, нашлось одно от 26 декабря в местной газете Helix. Джун Харрис в газете New Musical Express от 11 января 1969 года в статье “Zeppelin победил снежную бурю” писал: “Лед Зеппелин Джимми Пейджа открыли свой тур по США сразу после Рождества совместными концертами с Vanilla Fudge. В Сиэтле страшная снежная буря накрыла город прямо в день их приезда, принеся восемь дюймов снега. Несмотря на это о концерте все отзываются хорошо”. А вот как вспоминал Патрик Макдональд в 2008 году, в то время журналист Сиэтл Таймс: “Публика почти полностью проигнорировала их выступление. Даже верхний свет не был выключен полностью. Люди разговаривали между собой пока играла музыка.”

28 декабря 1968 года – концерт в Канаде, Ванкувер, Пасифик Колизей

Led Zeppelin сыграли свой первый концерт в Канаде. Снова вместе с Vanilla Fudge.

Это канадский город станет постоянным местом выступлений Led Zeppelin – целых 8 раз. При вместительности зала в 17 тысяч мест, на первом концерте присутствовала только 3,7 тысяч зрителей. На выступлении был корреспондент газеты The Colombian Джим Аллен. Вот что он написал тогда, не будучи сильно впечатлен: “Признаться, Джимми Пейдж из Yardbirds временами неплохо смотрелся. Его соло с скрипичным смычком и другие моменты. Но у него не получилось быть убедительным на протяжении всего концерта. Тоже самое касательно ударника. Его соло совсем неплохо временами, но не убедительно в целом. Вокалист – это просто фарс. Его манера в стиле Мик Джаггера, голова вправо-влево, расхаживает по сцене – оставили меня совершенно равнодушным. Короче говоря, Led Zeppelin провалился как свинцовый дирижабль”. В 2012 году Джим Аллен пояснил свои впечатления так: “Я был фанатом Vanilla Fudge тогда. И Led Zeppelin не впечатлили меня, это было не моё”.

30 декабря 1968 года – концерт в Гонзага Университете, Спокана, Вашингтон

БЫЛ ЗАПИСАН Первый бутлег Лед Зеппелин. Снова вместе с Vanilla Fudge. Очевидно, что группе еще надо много работать, чтобы привлечь внимание.

Объявления в местной прессе о предстоящем концерте прописали наших героев как Len Zefflin! Несмотря на это, один из организаторов концерта сделал запись на магнитофон, и таким образом родился первый аудиенс-бутлег группы, записанный из зала. В сет-лист концерта вошли только три песни из первого альбома – I Can’t Quit You Baby, Dazed And Confused и How Many More Times. Открывашка Train Kept A Rollin’, Dazed And Confused и White Summer исполнялись The Yardbirds во время своего приезда в Штаты в том же году, хотя слова в песне Dazed And Confused в версии Led Zeppelin были сильно изменены.

2, 3, 4, 5 января 1969 года – концерты в клубе Whisky A Go Go, Лос Анджелес, Калифорния

Совместные концерты с Элисом Купером

После недели работы с Vanilla Fudge пути групп разошлись и Led Zeppelin направились в Лос Анджелес, чтобы сыграть еще 3-4 концерта. Концерт 3 января до сих пор остается неподтвержденным. Элит Купер так вспоминал те события: “Мы даже не знали кто такие Led Zeppelin. Всего лишь еще одна группа. Но когда мы встретились и узнали Джимми Пейджа, а все мы были поклонниками The Yardbirds, тут мы и поняли что будет нечто особенное. Ну, кто будет играть первыми? Нам всё равно. Мы отлично с ними поладили, они были классной командой”. В интервью Ритчи Йорку для Toronto Globe And Mail 11 января Джимми Пейдж говорил: “С тех пор как закончился The Yardbirds, я искал парней для новой группы. Реакция на наши концерты сейчас просто невероятная, даже лучше чем было с Yardbirds.”

9, 10, 11, 12 января 1969 года – концерты в зале Fillmore West, Сан Франциско. Калифорния

Четыре концерта в знаменитом зале промоутера Билла Грэма. Country Joe And The Fish в качестве хедлайнеров, также принимал участие в концертах блюзовый исполнитель Тадж Махал.

Эти концерты были очень важны для группы. The Yardbirds имели здесь сильную поддержку. Джимми Пейдж в мае 1968 года выступал с тремя концертами в другом зале Билла Грэма – Fillmore Auditorium. Питер Грант специально прилетел из Лондона, чтобы быть на этих концертах. “Питер сказал нам, что если мы не потрясем Сан Франциско, можно ехать домой”, – так вспоминает Роберт Плант, – “Это место считалось очень важным для всего музыкального движения тех лет. Если мы не будем убедительны, это сразу поймут”. Я ответил – “Я пою много лет. И мне всё равно где петь. Но у Питера были далеко идущие планы, мы о таком и не думали.”

Газета San Francisco Examiner от 11 января с энтузиазмом рассказывала о концерте. Заголовок “Лед Зеппелин – впечатляющая новая рок-группа“. “Поздравим Лед Зеппелин – самую впечатляющую рок-группу из Британии. Они звучат как настоящие профи и скоро будут ставиться в один ряд с The Who, Rolling Stones и Cream. Такой энтузиазм не голословен. Они играют слаженно, едино. Настоящие музыканты. Ритмы четкие, но изобретательные, легко меняют темп. Играют ужасно громко, но без искажений. Певец Роберт Плант не подражает черной или южной манере пения, но, несмотря на это, выкрикивает и стонет блюзовые фразы как заправский ветеран Дельты”.

В интервью журналу Go 21 февраля, Джимми Пейдж дал понять, что всегда понимал важность этих концертов и придавал им большое значение. “Всё началось, когда мы сыграли в Сан Франциско. Публика встретила нас овацией, стоя. Всем стало ясно, что мы из себя представляем. Нас стали замечать, название на афишах стали писать крупнее, и мы стали думать, что двигаемся в правильном направлении”.

11 января 1969 года – пресса начинает говорить о них

Журнал Melody Maker предсказывает что 1969 год будет успешным для Led Zeppelin.

По мере того как группа матерела, отношения с английской прессой становились все более натянутыми. Группа считала, что журналисты в родной стране недостаточно поддерживают их. Но если почитать отчет Тони Уилсона в Melody Maker, в начале 1969 года эта поддержка была. “В последние месяцы очевидно движение в сторону тяжелой музыки. И Led Zeppelin, бывшие The Yardbirds, могут получить большое значение в этом направлении. Гитарист Джимми Пейдж, бас Джон Пол Джонс и ударник Джон Бонэм создают мощную и всегда изобретательную поддержку для вокала Роберта Планта. Плант и Пейдж отлично понимают друг друга и это может стать важным элементом для Led Zeppelin. Они точно добьются популярности в Америке.”

20 января 1969 года – дебютный альбом выходит в Америке

Несмотря на то, что часто называют неверную дату – 12 января, воскресенье или 17 января, пятница – официальный выход альбома состоялся 20 января 1969 года, в понедельник.

В преддверии выхода альбома – 30 декабря, Атлантик Рекорд выпустили демо-партию винила с белым яблоком для радиостанций. Альбом дебютировал в списках Биллборд 15 февраля на 99-м месте и к 17 мая вышел на 10-е место. Он оставался в списке-20 в течение 30 последующих недель, с 8 марта 1969 года по 27 сентября 1969 года.

23, 24, 25 и 26 января 1969 года – концерты в клубе Бостон Ти Парти, Бостон, Массачусетс

Led Zeppelin сыграли 4 концерта при поддержке группы The Raven. Шикарный прием публики привел к тому, что был сыгран 4-й, ранее незапланированный концерт.

Джимми играл в этом клубе вместе с The Yardbirds 11 апреля 1968 года. Тогда было сыграно два концерта в один день. В Бостоне было много поклонников The Yardbirds и Роберт Плант вспоминает, что накануне выступления Джимми сказал ему, что “это один из лучших клубов, где я играл”.

20-летний Стивен Талларико, позднее ставший Стивеном Тайлером в Aerosmith, был на этом концерте. Во время торжественной речи по случаю включения Led Zeppelin в Зал Славы Рок-н-Ролла в 1995 году, Тайлер сказал: “У них кончился запас песен, когда они проиграли свой альбом целиком, они стали играть песни Элвиса, потому что публика не отпускала их со сцены”.

Четерехдневные гастроли в Бостоне стали настоящим триумфом, они всегда говорили об этих выступлениях как о важнейшем моменте первого американского тура. Питер Грант в интервью Top Pops 1 марта 1969 года говорил: “Прием был просто великолепен. Ребята играли два часа в Бостон Ти Парти, а публика просто сходила с ума”.

“Что касается лично меня, ключевое выступление группы – то что поставило всё на свои места – это концерт в Бостон Ти Парти во время первого тура”, – так высказался Джон Пол Джонс в интервью Нью Мюзикл Экспресс 24 февраля 1973 года. “Мы играли свой обычный часовой сет, включающий весь первый альбом и White Summer Пейджа, но в конце публика не отпустила нас со сцены. Нам пришлось вспоминать песни, которые все из нас знали хотя бы и частично. Так что нам пришлось вернуться и играть, например, I Saw Her Standing There и Please, Please Me – старые битловские песни, всё что пришло в голову в тот час и реакция была просто изумительная. Некоторые парни просто бились головами об сцену, я такого раньше никогда не видел. Когда мы наконец ушли со сцены, оказалось что играли четыре с лишним часа! Питер Грант был в полном экстазе. Он кричал и обнимал нас. Думаю, именно тогда мы поняли, чем должен стать наш проект”.

25 января 1969 года – появилась первая реакция прессы на альбом

В журнале Go появились первое рецензия, а Джун Харрис сделал репортаж из Нью-Йорка для британского New Musical Express.

“Это новая группа, созданная Джимми Пейджем после распада The Yardbirds. Их первый альбом настоящий блокбастер”, – так писал Go.”Звук основывается на тяжелом жестком блюзе. Невозможно устоять и не возбудиться его драйвом. Песня, наиболее четко отражающая концепцию группы – это Babe I’m Gonna Leave You. Это превосходный тяжелый блюз, с гипнотическим свойством. Led Zeppelin – это то, что нельзя пропустить”.

“Крупным событием для тяжелой музыки 1969 года стало появление Led Zeppelin Джимми Пейджа”, – докладывал Джун Харрис для New Musical Express. “Реакция на их первый тур по Штатам, который еще продолжается, не просто невероятная, это сенсация. Да, это новые The Cream, несмотря на то, что их первый альбом только что вышел и еще не успел набрать обороты в чартах. Я помню, как ждал этот альбом, когда первый раз услышал группу в октябре 1968 года, теперь же я точно скажу то он должен быть в пятерке хитов.

По всей стране до выхода альбома были разосланы промо-копии для радиостанций. Теперь диджеи говорят что их телефонные линии просто разрываются от звонков. Я позвонил Джимми на этой неделе, когда они были в Айове, ожидая выступления в местном университете. Город занесен снегом и льдом, 100-мильная поездка в ближайший аэропорт может стать очень опасной. Джимми как раз отдыхал, я его разбудил. Он был очень счастлив услышать про альбом. “Да, это действительно невероятно. На концертах к нам подходят, говорят, что слышали альбом и спрашивают где его можно купить. А ведь мы еще и половину тура не проехали”.

31 января 1969 года – концерт в зале Fillmore East, Нью-Йорк

После более месяца гастролей по Штатам, группа наконец добралась до Нью-Йорка, чтобы сыграть два концерта в зале Билла Грэма Fillmore East при поддержке Iron Butterfly. Каждый день было 2 концерта, вечером, в восемь и в пол двенадцатого. Группа Porter’s Popular Preachers также была заявлена на эти концерты.

Первый раз Джимми играл здесь после концерта с The Yardbirds 3 ноября 1967 года. В то время зал еще назывался Village Theatre и The Yardbirds играли здесь два выступления вместе с Vanilla Fudge. В отличии от Fillmore West, который был танцевальным залом, здесь был сидячий зал на 2654 места.

1969-01-31 LZ at Fillmore East
1969-01-31 LZ at Fillmore East

“Тот концерт 31 января в Fillmore East изменил мою жизнь”, – говорит гитарист Kiss “Эйс Фрили,- “Мне было тогда 16 лет. Джимми Пейдж и Роберт Плант просто жгли. Они довели зал до такого состояния, что когда закончили свой концерт и на сцену должны были выйти хедлайнеры – Iron Butterfly – половина зала встала и просто ушла. Я часто вспоминаю этот концерт, когда я впервые увидел Led Zeppelin на сцене. Жалко, что ни у кого не было видеокамеры в то время, это было потрясающе”.

Пресса также была щедра на похвалы. Денис Келли в номере журнала World Countdown за февраль 1969 года, писал: “Вне сомнений, Led Zeppelin – одна из лучших сценических групп сегодня. За короткое время что они играют вместе, они достигли феноменального успеха как в выступлениях, так и в продажах альбома в США. В течение нескольких недель, альбом достиг двадцатки в чартах и продолжает подниматься вверх. Их первый концерт в Нью-Йорке в зале Fillmore East просто снёс крышу. Это, несомненно, самое яркое шоу, которое я видел. Это группа, которую надо видеть!”

За эти 100 дней, Led Zeppelin прошли путь от группы без имени до места в двадцатке хит-парада Америки, огромного рынка. В Англии же их по-прежнему не замечали и в апреле 1969 года они вновь играли в родной стране, в малоизвестных клубах. Но понемногу и здесь всё менялось. Группа записала два выступления для BBC, одно для Top Gear Джона Пила и другое для R&B Show Алексиса Корнера. Эти записи имели большое значение в истории группы. 13 марта 1969 года группа вылетела в Скандинавию, чтобы дать несколько концертов, которые завершились на Датском ТВ. Это 35-минутное шоу было записано, но показано в Британии только 21 год спустя. В апреле начался новый тур по США, 25 концертов за 6 недель! Теперь они уже были в заголовках афиш. Спрос на билеты был настолько высок, что планируемые в зале Fillmore West, Сан-Франциско концерты были перенесены в более вместительный зал Winterland.

Так начиналась история группы, о которой их тур-менеджер Ричард Коул сказал: “Они и сейчас самые великие”.


[1] В тексте сохранена оригинальная транскрипция

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь