Андрей Беспамятнов

Начало

К июлю 68-го у Пейджа на руках был Крис Дрейя и Питер Грант. И сомнительная перспектива иметь в группе барабанщиком Джима Маккарти. Джимми активно занимался поисками вокалиста и – ясное дело! – барабанщика. Некоторые из его знакомых предлагали разместить объявление о наборе музыкантов на страницах Melody Maker. Этот журнал, сильно смахивающий на газету, был самым авторитетным музыкальным изданием мира в период 1963 – 1983 годов, даже американский Billboard в этом неофициальном табеле о рангах занимал 2-е место. Очень долго ежегодные опросы в Melody Maker, проводимые в сентябре – октябре путем голосования читателей, служили ориентиром для многих музыкальных рынков мира. Например, почти во всей Европе, США, Канаде, Австралии. Опросы и голосования проводили многие другие издания, например, британский New Musical Express, но Melody Maker оставался вне конкуренции. И его списки «Лучшая Британская Группа» и «Лучшая Группа Мира» немедленно цитировались многими изданиями, и не только музыкальными. За счет чего такой авторитет, спросите Вы? В первую очередь за счет очень качественного подбора журналистов, которые реально разбирались в музыке. Я бы сказал, что они (журналисты) были настоящими энтузиастами, подлинными фанатами в первую очередь рок-музыки. Во-вторых, за счет очень грамотных по содержанию статей, где практически не было место «чернухи», сплетням, домыслам и т.д. В-третьих, за счет качественно налаженной системе информации – очень многие новости появлялись впервые на страницах журнала, а вскоре они подтверждались в реальной жизни. Из журналистского корпуса издания потом выросли многие известные рок-писатели – назову двоих – Крис Уэлч и Мик Уолл.

Именно к услугам этого издания предлагали обратиться Пейджу. Но он отказался. И больше «работал» по знакомым. В качестве кандидата в вокалисты он рассматривал Терри Рейда. Он был под опекой небезызвестного Дона Ардена (это папа Шэрон Арден, жены Оззи Осборна). Тем более, что Питер Грант когда-то работал на Дона. Но Арден ответил на посягательства Пейджа очень жестко – в духе Чикаго 30-х: Передай своему гитаристу, что я ему сломаю руку, если он еще раз появится вблизи Терри. Он же не сможет тогда играть, правда?

Эту фразу он сказал Гранту, когда тот появился в офисе Ардена. Вопрос по Терри был снят. В барабанщики планировали Пи Джей Уилсона из Procol Harum. Но он отказался и вроде бы «настучал» об этом предложении Маккарти. Маккарти немедленно заявил о том, что не собирается дальше играть с Пейджем и хлопнул дверью. В уже упомянутом фильме Yardbirds — History 1964 – 1968 именно Маккарти несколько раз пускал ядовитые стрелы в адрес нашего героя.

Одно из первых фото. Осень 1968

Надо сказать, что Релф и чуть позже Маккарти, разрешили Пейджу и Дрейи использовать название Yardbirds в дальнейшем. Не последней причиной этого было то, что Yardbirds в сентябре предстояло отыграть турне по Скандинавии. Релфу и Маккарти этого уже не хотелось. Вот такой парадокс – группы нет, а контракт есть.

Пейджа немного беспокоил цейтнот – все-таки до гастролей было всего ничего. Поэтому он активизировался. И тут он встретил Чеса Чендлера (экс-басиста группы Animals, а к тому моменту менеджера Джими Хендрикса и группы из Вулверхэмптона Slade. На мой взгляд, Slade одна из самых выдающихся групп 70-х, ставших пионерами стиля глэм-рок).

Чес рассказал, что накануне он был в Бирмингеме и просматривал там вокалиста, некоего Роберта Планта. Был он там вместе с Нодди Холдером и Джимом Ли, основными композиторами группы. Роберт им всем не понравился (он слишком много танцует и поет слишком много блюза). Пейдж сделал стойку при слове «блюз» и попросил Чеса помочь найти Планта. Вскоре Грант и Джимми могли лицезреть Планта. Пейдж был просто очарован и немедленно пригласил Роберта к себе домой в Лондон, в своё плавучее жилище в Пангборн. То есть, Джимми в буквальном смысле жил на переоборудованной лодке (скорее барже), где у него была своя простенькая студия и репетиционный зал, несколько комнат, кухня и уже тогда гигантская коллекция пластинок и синглов.

Как позже утверждал Пейдж, искра симпатии между ними вспыхнула сразу. Наш герой даже описал такую ситуацию – он ушел из дома (в смысле – покинул баржу!) на некоторое время, а когда вернулся, то на проигрывателе Плант слушал композицию Baby I’m Gonna Leave You в исполнении Джоанны Баэз. Именно эту вещь и хотел поставить Роберту Джимми!

На той самой барже.

Практически сразу решился вопрос с барабанщиком – Плант порекомендовал своего друга детства Джона Бонэма (он же Бонзо). Вот тут Пейджа просто «прибило» — Бонэм играл абсолютно нестандартно, ровный размер был не про него! У Пейджа в голове зароилось столько классных идей, что он попросил Гранта немедленно подписать барабанщика. С Джоном пришлось попыхтеть, так как он поначалу не сильно верил в Yardbirds, зато как-то сразу поверил в Пейджа. И надо сказать, что еще неизвестно, кто больше кому посодействовал – Бонзо Пейджу, чтобы тот стал Лучшим Гитаристом 70-х или Пейдж Бонэму стать Лучшим Барабанщиком Всех Времен и Народов. Несомненно одно – Бонзо стал ГИГАНТСКИМ источником вдохновения для нашего героя. В достаточно большом количестве композиций Led Zeppelin, Джон просто меняет всю музыкальную структуру, выстроенную изначально. Я уже не говорю про его особенности игры не в такт, или поперек такта, или неровным размером. Прямо скажем, такими художествами Бонзо украшал творчество Пейджа.

Вроде как все элементы мозаики была на месте, Джимми запланировал уже репетиции, но тут Крис выкинул неожиданный номер – он проинформировал Пейджа и Гранта, что не хочет больше быть музыкантом, а хочет стать профессиональным фотографом. Для этого он немедленно отправляется в Нью-Йорк, где собирается учиться полгода на специализированных курсах. Забавно, что единственной известной фотографией Криса является фото всей группы Led Zeppelin на оборотной стороне обложки первого альбома группы!

Пейдж с Грантом долго смотрели друг на друга в оцепенении и почти одновременно произнесли – Джон Пол Джонс! Вуаля!

На следующий день (вроде как это было 25 августа) все четверо были в Пангборне в репетиционной студии. Пейдж оглядел свое войско и сказал – играем Train Kept a Rollin’. Я сейчас покажу базовый аккорд, Джонси ты ее знаешь, Джон подхватишь тему, ну а ты Роберт попробуй симпровизировать, текст не важен, почувствуй мелодию.

Во время записи первого альбома Led Zeppelin

Кстати, Train Kept a Rollin’, входила в репертуар Yardbirds.

Ба-бах! Джимми показалось, что вся студия чуть не взлетела в воздух! Они идеально прошли всю песню с первого(!) раза!

Пейдж – Когда стихли аккорды, мне показалось, что моя жизнь изменилась раз и навсегда. Всё что было до этого, стало не важным. Вот сейчас всё и начнется! Мы настолько друг к другу подходили, что это шло откуда-то Сверху! Я не верю в Бога, но это было явно выше человеческих сил!

Питер Грант, который сидел тут же, сказал Пейджу, что больше никого искать не надо. Надо идти в студию и записываться. Но Джимми решил, что это рановато. Он решил предварительно обкатать весь состав, отыграть те самые Скандинавские гастроли, а уж потом попробовать записаться. Благо удобный случай подвернулся – Джимми получил приглашение поучаствовать в записи своего альбома исполнитель P.J. Proby. Пластинка Three Week Hero оказалась громким (и единственным!) успехом Проби в его карьере, зато на ней присутствует весь квартет в полном составе. Только Плант там не пел, а играл на губной гармошке.

После этой записи, вся группа пару дней порепетировала и отправилась на сентябрьские гастроли по Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании. Для Бонзо это был первый в его жизни полет на самолете!

Удивительно, что во всей этой суматохе, Пейдж находил время помогать в студии другим исполнителям. Сначала он сыграл несколько гитарных партий на альбоме Джо Кокера “With A Little Help From My Friends”, сыграл несколько вещей на пластинке Джона Вильямса “The Maureeny Wishfull Album” и вместе с Джон Пол Джонсом (Джонси играл на клавишных) вновь помог Элу Стюарту в записи одной композиции с альбома “Love Chronicles”.

Продолжение

11 июня 2020 года

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Браво , Андрей ! Лети в том же духе ! А , песня PJ Proby ( я , ранее не слышал ) , так просто шедевр , с маленькой помощью наших героев , слышится « рука « Zepp !

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь