Супер барабанщик Led Zeppelin
Интервью с Джоном Бонэмом
Газета New Musical Express 18 апреля 1970г.
Автор: Ritchie Yorke
Третий музыкант Led Zeppelin которого мы опросим в рамках довольно всестороннего интервью из четырех частей, барабанщик данной команды Джон (Бонза) Бонэм. Вне всякого сомнения, лучший ударник со времен Джинджера Бейкера.
Чем занимался до прихода в Led Zeppelin?
Пять месяцев к ряду до формирования Zeppelin играл с Робертом в группе, которая называлась Band of Joy. Давали концерты, играли в первом отделении у Тима Роуза, когда тот гастролировал в Англии. Потом этот самый Тим вернулся домой, а мы продолжили колесить по городам и весям, после чего разбежались.
Потом Тим Роуз вернулся в Британию с очередным турне, и вспомнил меня по старым делам «Группы Радости», предложил мне место барабанщика, и я согласился. В итоге я с Робертом не общался, не знал, что и как с ним, два или три месяца.
В следующий раз свиделись когда я играл у Тима Роуза, а он присоединился к тогдашней реинкарнации The Yardbirds, потому что на тот момент никаких иных перспектив не предвещалось. Он сказал, что им нужен барабанщик для новой версии. Недели через две Роб на пару с Джимми Пейджем пришел на одно из выступлений Тима Роуза. Ребята заценили мою игру, после чего предложили место в своей группе.
Был ли ты удивлен такой популярностью Led Zeppelin?
Да, очень удивился. Когда мне предложили место в группе, я было решил, что с Yardbirds покончено, все потому что в Англии эту группу банально забыли. Но потом пришла мысль, что предложений получше мне не поступало, поэтому, почему бы не воспользоваться тем, что есть. Я знал, что Джимми хороший гитарист, а Роберт хороший вокалист, и даже если бы он в итоге так никуда бы и не пролез, и остался неизвестным, я бы все равно с удовольствием поиграл бы в хорошей группе. Так уж вышло, что в итоге мы преуспели.
Как давно ты играешь на барабанах?
Шесть лет.
Барабанщики, повлиявшие на тебя?
Их множество. Прикалывает слушать барабанщиков вдвое хуже меня. Ищу в их игре пока еще не освоенные мной разные фишечки, при этом, сами понимаете, чему-то учусь.
Нравится ударник из группы Vanilla Fudge. Нравится Frosty с Ли Майклсом. Как-то раз пошел в клуб «Pennytharting» что в Торонто, а там в один из вечеров выступала группа Milkwood, и вот их барабанщик мне очень даже понравился. Т песне к песне, играл очень даже проникновенно.
И такое со мной частенько. Приходишь куда-нибудь, а там убойнейший барабанщик играет.
А что скажешь о Бейкере?
Серьезное влияние в начале моего пути, потому что когда я начинал, о Бейкере в Англии все кому не лень говорили. Рок-барабанщик номер один, никак не хуже Джина Крупы.
В эру биг бендов, барабанщика считали за статиста. И в первых американских группах барабанщик играл строго одними щеточками, сидя где-то на заднем плане. Крупа стал первым заметным ударником в биг бэнде.
Джин вылез на передовую и играл на барабанах громче, чем тогда было принято, и намного круче. До Джина все плевать хотели на барабаны, а Бейкер точно также как Крупа популяризировал ударные, но только уже в роке.
Рок существовал уже давно, но именно Бейкер раскрутил «барабанную тему», он словно сказал всем нам, что ударник может играть важную роль в формате рок-группы. Не стоит сбрасывать рок-барабанщика со счетов, как типа такого незаметного статиста.
С Бейкером тягаться сложно, но, на мой взгляд, честно говоря, этот парень потерял былую форму. Одно время был просто атас, жаль, что американцы не увидят выступлений Graham Bond Organization, а ведь эта группа была хоть куда – когда в составе красовались Джек Брюс, Джинджер Бейкер и Грэхем Бонд, просто фантастическая группа.
Мне кажется, в то время Бейкер больше джазом увлекался, в принципе, сейчас так же, в его игре чувствуются джазовые влияния. Часто играет в размере 5/4 и ¾. В моем понимании, Бейкер всегда был таким чудаком, парнем, истинное лицо которого хрен узнаешь. Да он вам сам свое нутро фиг покажет.
Как оцениваешь игру Ринго Старра на альбоме «Abbey Road»?
Прежде всего, почем я знаю, что на всех песнях Ринго сыграл, потому что Пол МакКартни в The Beatles частенько барабанами заведует. Скажем так, я оцениваю барабаны на «Abbey Road» как очень хорошие.
Барабаны на всех битловских альбомах ай да хороши. Выбор барабанных рисунков очень в тему. Прям идеально ложатся. Часть ритмов на их новом альбоме просто восхитительна.
Та музыка, которую ты играешь, твоя любимая?
Да, и я считаю, что мы очень даже разноплановые в этом смысле. Мы вам все что угодно сыграем, от блюза до соула. Все что не попросите.
Джимми выдаст гитарный рифф, а я наложу очень фанковый ритм в стиле соул, или заритмую с джазовым свингом. Могу и тяжеляк забубенить, и это так странно.
Считается, что по малому барабану ты бьешь сильнее остальных барабанщиков. Сколько пластиков пробиваешь по ходу гастролей?
Ни одного. Если ударить резко и сильно, пластик не выдержит. Но вот если вложить всю свою силу в удар, можно играть мощнее, чем я. Я наношу удар не кистью руки, а всем своим предплечьем.
На этом турне, я порвал всего один пластик, причем это был пластик на басовой бочке. Пластик на басу порвался, потому что колотушка слетела, а в сам пластик вонзился железный штырь от барабанной педали. И это при том, что на бас-бочке все три тура у меня стоял пластик от малого барабана.
Пластик порвался во время исполнения последней песни программы, «How Many More Tears», Роберт взял затяжную ноту, после чего мы должны были грянуть всей группой. Обломались тогда конкретно.
Как додумался до барабанного соло руками, без палочек? Просто тупо сломал их на одном из концертов, и решил руками шпарить?
Можно сказать и так. Как все на самом деле было, уже не помню. Знаю одно, я уже давненько руками играю. Началось все это с тех давних времен, когда только начал играть с Робертом. Тогда еще начал. С чего вдруг, а фиг его знает! Много лет тому назад увидел как один барабанщик творит такое в одной джазовой программе, мне кажется, именно с этого все и началось. Честно скажу, меня такая техника исполнения очень даже заинтересовала.
Дело тут было вовсе не в руках, а в умении изменять тон барабанов без использования барабанных палочек. Меня данная тема прикола, вот с тех пор так и играю.
Как ты оцениваешь Роберта Планта?
О Роберте я могу говорить сутки напролет, потому что прекрасно знаю этого парня. Когда познакомились, нам было лет по 16-ть, не больше. Наша встреча произошла лет шесть тому назад. Одним словом, давненько. Он прекрасно меня знает, а я его никак не хуже. Возможно, именно по этой причине мы отлично ладим.
Вот встречаются двое, узнают как хорошие, так и плохие черты характера друг друга, после чего можно рассчитывать на продолжительное общение и дружбу. Трудно друг друга выбесить, когда к чужим захмычкам привыкаешь.
Что скажешь о Джон Пол Джонсе?
Отлично ладим. Вся наша четверка в прекрасных отношениях, но разногласия периодически случаются.
Я считаю так, если слишком сблизиться, потом, из-за какой-нибудь мелочи, может разразиться скандал. У нас весьма сплоченный коллектив, и брошенным с горяча словом, нашу команду не развалишь. При столь тесных отношениях, у нас выработался иммунитет к подобным поползновениям. Если как следует не изучить друг друга, не получаешь удовольствия от совместного музицирования. Вот почему многие музыканты любят импровизировать. Но иногда, много лет играя в одной группе, начинаешь терять былое удовольствие от исполняемой музыки. Но лично нам некогда скучать, мы постоянно что-то сочиняем, чем-то заняты, и каждый в отдельности растет, и открывает для себя что-то новое.
Твоя оценка Джимми Пейджа.
У меня отличные отношения с Джимми. Отличный парень, но часто стеснительный. При первом знакомстве, помню он жутко стеснялся. Но вот прошел год, и мы все лучше узнаем друг друга.
Хорошие отношения, взаимопонимание, дает толчок развитию нашей музыки, я полагаю. Процесс познания идет полным ходом, сейчас изучаем черты характера друг друга. К примеру, Джимми может сыграть что-то на гитаре, и теперь я умею подстроиться под него. А изначально, я был растерян, прямо не знал, куда вести свой барабан.
Как по мне, он отличный гитарист, причем в целом спектре жанров. Его никак не назовешь заурядным гитаристом в составе группы, который поднимается на сцену, втыкает гитару в усилитель, и наяривает. Этот парень пытливо изучает музыкальные жанры. Куча прочих гитаристов ничего кроме стандартного 12-ти тактового блюза ничего вам не выдадут, при этом считаю себя забубенными.
Блюз предполагает рафинированное исполнение, строго в канонах жанра, и многие на это ведуться, но это серьезный промах. Об блюз могут зубы обломать некоторые самые убойные музыканты мира, а в чем фишка, так и не просекут.
Когда мы впервые приехали в Северную Америку, первый американский барабанщик с которым я играл был тот самый парень из Vanilla Fudge. Пока один из лучших рок-барабанщиков в моем личном рейтинге, а ведь эту команду часто ругают. Невежи, по недопониманию считают, что ребята играют в стиле бабблгам.
Когда-то они играли бабблгам, но то, что эти ребята хорошие музыканты, этого не отнимешь. Как их не оценивай, они все также хороши. Несмотря на то, что они играют ту музыку, которую я не особо жалую, я продолжаю ими восхищаться.
От гастролей пока еще не устал?
Нет, ни разу. Да, иной раз изматывает, но это лишь потому что я женатый мужчина, с детишками дома. но я никогда не уставал от концертов. Люблю играть, хоть каждый вечер. Запросто. Иногда лишь разлука изматывает. По дому бывает жутко скучаю.
Люблю приезжать в те города, в которых мы еще не бывали, но такие мегаполисы как Нью-Йорк честно говоря действуют на нервы, когда приходится проводить там прорву времени. Одним словом, я теряю ко всей этой сутолоке интерес.
Перевод — Дмитрий Doomwatcher Бравый 13.11.17
Оригинал интервью: