Hipgnosis – британская дизайн-студия, создавшая легендарные обложки рок-музыки 70-х, перевернувшие само представление об этой области, определив рок-обложку в ранг самостоятельного искусства. Чтобы не отклоняться от нашей темы, достаточно будет сказать что для Led Zeppelin руками дизайнеров Hipgnosis было создано 5 (!) обложек альбомов. В апреле 2017 года вышла в свет новая книга — полный каталог работ студии. Vinyl. Album. Cover. Art: The Complete Hipgnosis Catalogue издана одним из основателей фирмы Обри Пауэллом при участии Питера Габриэла. Предлагаем вам рассказ Обри об их первой работе с группой – создании обложки Houses Of The Holy.

Led Zeppelin, “Houses Of The Holy” (1973)



Раздался звонок, говорит Джимми Пейдж: “Я увидел обложку, которую вы сделали для группы с названием Wishbone Ash”. Это была пластинка Argus. “Не хотите поработать с Лед Зеппелин?” Я ответил: “Конечно же! Что за название?” Он ответил: “Пока не придумали”. –“А какая музыка?” –“Хм, не могу сказать”. –“А тексты?” –“Не готов с вами поделиться”. Очень по джимми-пейджовски – так эзотерично и загадочно. Он предложил: “Встретимся через три недели, приготовьте ваши идеи. Вы же знаете что мы за группа”.

Так мы отправились в их офис на Оксфорд Стрит. Нас встретил массивный Питер Грант, их грозный менеджер, вся группа была здесь. В те дни мы обычно делали предварительные наброски на листах бумаги. Одним из источников вдохновения этих набросков был Артур Кларк (писатель-фантаст). Он написал книгу “Конец детства”. В конце этой книги есть такой образ – все дети Земли захватываются огромным пожаром и уносятся в открытый космос. Сторм и я очень интересовались подобными вещами. Мы любили Уильяма Блейка, Луи Бунюэля и Сальвадора Дали – сюрреалистические образы и эзотерические тексты. Так что мы представили Лед Зеппелин эту идею и еще некоторые другие в тот день.

Роберт Плант по каким-то своим делам ездил на остров Стаффа[1], это на севере Шотландии. Это на другом конце Тропы великана[2] и Северного Моря, там где все эти восьмиугольные камни. И он сказал: “Вот оно! Это Тропа великана. Эти дети взбираются вверх по камням Тропы великана. Джимми тут же включился: “Я это вижу! Волшебно!”

Одновременно мы представили и другую идею. Она основывалась на загадках плато Наска в Перу[3]. Мы хотели там бульдозером нарисовать магические знаки ZOSO. Хотя думаю это вряд ли понравилось бы местным властям. Но так как мы всё делали по-настоящему, никаких подлогов, мы были готовы рискнуть.

Эту надпись предлагалось заснять с вертолета. Они прониклись к нам доверием. Помню как Питер Грант сказал мне: “Решайте сами какую идею продвигать дальше. Мы уезжаем в тур в Японию. Увидимся по нашему возвращению через шесть недель”. И внушительно добавил в своем стиле: “Лучше не подводите меня”. Я, такой, отвечаю: “Окей, Питер! А как с бюджетом?”

Он ответил: “Не волнует. Скажите нашему бухгалтеру сколько надо денег. На этот счет не беспокойтесь”. Это было невероятно.

Так что я отправился в Северную Ирландию с группой детей, которых мы отобрали, их матерями, сопровождающими, гримерами. Сперва предполагалось, что будем снимать и взрослых тоже. Мы хотели, чтоб на фото были обнаженные мать, отец, персонаж типа Серебряного Сёрфера[4] и двое детей. И все как-то расположены среди скал.

Пробные фото для обложки альбома

Всю неделю лил дождь, снимать было невозможно. Так что я решил: “Окей, я сделаю черно-белый коллаж, только дети, точно как в фантастике Артура Кларка”. Так и поступили. Так как камни имеют форму восьмиугольника, можно вырезать по контурам камней, соединить и сделать такой монтаж, который необязательно должен выглядеть идеальным. Затем я вручную тонировал соединения. Для внутреннего разворота я выбрал фотографию старого замка, расположенного неподалеку от Тропы великана, и серебряную фигуру человека, держащего над головой девушку, собирающегося принести её в жертву богам. Это так по цеппелиновски, так подходит.

Ретуширование и раскрашивание заняло около двух месяцев, так что я опаздывал с обложкой. Питер Грант обрушился на меня с криками. У них был концерт где-то на севере Англии и он сказал мне: “Встретишь меня на станции на своей машине и чтобы все картинки были готовы. Я больше ждать не буду”. Я ответил: “Окей, Питер”. Так что я встретил его и Джимми и отвез их на вокзал Виктория. Там, на стоянке, я открыл багажник и показал им обе картинки. Джимми только взглянул на обложку и тут же объявил: “Просто чудесно”. Я ответил: “Извините, не получилось сделать семейные фото. Но мне кажется только с детьми даже лучше”. Он ответил: “Невероятно”. Я показал ему внутреннюю картинку и он сказал: “Это надо на обложку”. Я сказал: “Нет, нет”. Питер Грант, человек-гора, ткнул меня в грудь: “Здесь мы принимаем решения”. В конце концов, я убедил их что внутренний разворот должен остаться на месте.

Так вот мы и стоим там, Джимми, как водится, курит в полный рост, длинные волосы раскиданы, в костюме прямо со сцены. Примерно две сотни людей собралось вокруг машины, разглядывают картинки. Сюрреализм полный. Затем они все начинают аплодировать. Немного даже страшно, экстремально. Так эксцентрично.

В итоге всё вышло очень хорошо, но съемки были полным кошмаром, дети жутко замерзли. Это были близнецы – Стефан и Саманта Гейтс. Мальчик, Стефан, у него теперь свое ТВ-шоу, он известный шеф-повар. Он мне рассказывал недавно: “Это так странно оказаться на такой обложке. В наши дни так не получится”. И я ответил: “Разумеется нет. Если сейчас сделать такую обложку, ты её никогда не выпустишь”. Обнаженные дети на обложке? Но в этом не было ничего дурного, всё очень невинно.

По факту, в Америке нам пришлось выпускать диск с полоской бумаги (оби), которая прикрывала детские ягодицы. На Ближнем Востоке обложку и вовсе признали недопустимой. Даже тогда находились люди озабоченные этим. Я обычно говорю на это: “Посмотрите картины в Лувре, там полно обнаженных детей. Никому не приходит в голову жаловаться. Это тоже произведение искусства. В этом нет никакого подвоха”.

Перевод – Олег Павлов


[1] Стаффа – с древнескандинавского – “остров из столбов”. Из-за базальтовых колонн этот остров был похож на дома викингов, которые и дали ему название. (здесь и далее прим. переводчика).

[2] Тропа великана – памятник природы в Северной Ирландии из примерно 40 тысяч базальтовых колонн, образованных в результате извержения вулкана. Охраняется Юнеско. Дорога уходит в море, предположительно выходит из него у острова Стаффа.

[3] Гигантские (несколько сот метров в длину) изображения животных и геометрические фигуры, относящиеся к 2-6 веку до нашей эры. Обнаружены лишь в 20-м веке с самолета. Охраняется ЮНЕСКО.

[4] Серебряный Сёрфер (Silver Surfer) – один из фантастических персонажей комиксов Marvel.



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here