“Doing The Business”
By Malcolm Dome,
Rock Candy, December 2019 — January 2020
Перевод — Олег Павлов

Когда Джимми Пейдж и Пол Роджерс — две звезды рока — затеяли совместный проект The Firm в 80х, все ожидали от этой работы ярких фейерверков. Вместо этого группа выдохлась, выпустив два плохо принятых альбома. Корреспондент журнала побеседовав с Роджерсом и басистом Тони Франклином, пришел к выводу о необходимости переоценки творчества группы.

Легко не принимать The Firm. Многие так и делают. Считается что это был тщеславный проект, чтобы потешить эго бывшего гитариста Led Zeppelin Джимми Пейджа и бывшего солиста и лидера Free и Bad Company Пола Роджерса. Отчаянная попытка возродить угасающую карьеру. Союз, заключенный в аду. Два героя, готовые перегрызть горло друг другу. Они выпустили два альбома — The Firm, 1985 и Mean Business, 1986 — оценённые как “невпечатляющие” в лучшем случае и “ужасные” в худшем… Такова неприятная мифология, сопровождающая The Firm, группу, отвергнутую историей. Но так ли это? Вовсе нет, если послушать басиста Тони Франклина…

“Мне кажется, The Firm так и не получила того уважения, что заслуживает” — отвечает он, — “Я искренне считаю, что музыка созданная нами была гораздо лучше тех полученных оценок”.

Группа собралась в первый раз в 1984 году, когда Джимми Пейдж обдумывал возвращение на музыкальную сцену после крушения Led Zeppelin и смерти барабанщика Джона Бонэма 25 сентября 1980 года. Скоротечный проект XYZ закончился, не успев начаться. Затем он написал музыку к фильму Death Wish II, также поработал в проектах со старыми друзьями Роем Харпером, Робертом Плантом и Джон Пол Джонсом. Казалось, он топчется на одном месте.

“Мне кажется, после смерти Джона, Джимми серьезно не занимался музыкой” — говорит Пол Роджерс. “Мы вместе участвовали в благотворительных концертах в Штатах, в поддержку исследований рассеянного склероза. После он позвонил поболтать и заскочил ко мне домой. Мы пообедали и я предложил поджемовать вместе. В моем доме была студия и мы отправились туда. Думаю, с этого момента и началась история The Firm”.

Как только Пейдж и Роджерс решили сделать что-то основательное вместе, следующим вопросом было кого из музыкантов пригласить на проект.

“Я довольно много работал с Роем Харпером” — объясняет басист Тони Франклин. “Рой и Джимми знали друг друга давно и хорошо. [ Zepppelin записали песню Hats Off To (Roy) Harper на своем третьем альбоме в 1970 году]. Я работал с Роем на его альбоме Whatever Happened To Jagula? [вышел в 1985 году] и Джимми также участвовал в этой записи. Там то мы и познакомились получше и именно там поняли что между нами есть взаимные симпатии. После того как запись завершилась, Джимми позвонил мне и спросил не хочу ли я принять участие в репетициях вместе с ним и Полом. Так я оказался в Nomis Studios в Западном Лондоне, где мы репетировали несколько недель. Одно привело к другому и мы плавно перешли к записям.”

Пейдж по всей видимости тогда уже обратил внимание на уважаемого барабанщика Криса Слейда, игравшего ранее с Manfred Mann, Frankie Miller и Uriah Heep, имея ввиду таким образом завершить комплектацию состава группы.

“Джимми и Крис были немного знакомы”, — поясняет Франклин. “Так что Джимми позвонил ему в начале проекта и предложил место ударника в новой группе. Но к тому времени Дэвид Гилмор уже договорился с Крисом об участии в туре в поддержку его сольного альбома About Face. Когда звонил Джимми, Крис уже подписал контракт на участие в турне с Гилмором. Но Джимми настолько хотел играть вместе с Крисом, что даже не рассматривал вариант с другим ударником. Он был готов подождать пока Крис освободится от обязательств. К тому времени как я появился в группе, Крис уже закончил с концертами и был уже вовлечен в работу над новым проектом с Джимми”.

Когда зашла речь о стиле музыки для новой группы, Роджерс утверждает что всё было решено самым естественным путем…

“Я думаю, мы оба с удовольствием согласились, что просто будем делать музыку и писать песни, которые нам нравятся” — говорит он. “Не было установлено четкого музыкального направления. Идея была в том чтобы посмотреть куда приведет нас эта музыка. Во многом, это был органичный подход. Для меня всегда важны чувства, эмоции”.

Контракт был подписан с Atlantic Records. “Пол и Джимми решали все вопросы с бизнесом” — говорит Франклин. Группа отправилась в Sol Studios в Беркшире, когда они были готовы для записи дебютного альбома. Это была студия Джимми Пейджа, Пол и Джимми выступили продюсерами, тамошний инженер Стюарт Эппс работал вместе с ними над записью.

“Разумеется, я очень хорошо знал Джимми, — говорит Эппс. “Плюс я работал с Полом над его альбомом Cut Loose в 1983 году. Так что я был счастлив снова работать с ними. Работа шла легко. У вас самый крутой певец на планете, замечательный ударник, очень молодой, современный басист, знающий своё дело, и невероятный гитарист! Разве это не здорово, работать на таком проекте!”

Роджерс поясняет что не было даже мысли пригласить стороннего продюсера.

“Мы не думали о каком-то особенном звуке, которого хотим достичь. Мы собирались воссоздать всё что записано в студии живьем на сцене. Это и сейчас моя цель во время записи, иначе зачем всё это?”

Есть такое мнение, что Роджерс и Пейдж командовали во всем, и смотрели на Франклина и Слейда как на наемных работников. Так ли это?

“Вовсе нет, — говорит Франклин. “Скорее это была группа равных. Конечно, это была группа Джимми и Пола, но у нас с Крисом никогда не было такого чувства, будто мы работаем на них. Они всегда внимательно слушали любые идеи и никогда не относились к ним пренебрежительно. Однозначно я был включен в процесс. Я не только сыграл большинство партий клавишных на альбоме, но и присутствовал и был вовлечен в процесс микширования. Это была очень демократичная группа.”

Стюарт Эппс поддерживает Франклина : “Это была настоящая группа. Крис и Тони прекрасные музыканты и они хорошо работали с Джимми и Полом. Люди обычно полагают, что Джимми всегда стремится доминировать, но реальность такова, что было совсем не так. Я также готов заверить вас, что в студии не было никаких столкновений эго Пола и Джимми.”

Одна песня на альбоме, выбор которой многих удивил, это неожиданный кавер барокко поп-классики You’ve Lost That Loving Feeling группы The Righteous Brothers. Каким образом эта песня попала на диск?

“Джимми спросил меня “Из всех тех песен что ты знаешь, что бы ты хотел перепеть?” — вспоминает Роджерс. “И я выбрал You’ve Lost That Loving Feeling потому что мне всегда нравилась эта песня. Здесь очень глубокие эмоции и полная смысла мелодия, а слова простые, но классные”.

“Для меня эта песня стала поворотным моментом,” — добавляет Франклин. “Я хорошо знал эту мелодию, и когда мы начали её играть, я придумал басовую линию, которая дополнила общий звук. Джимми и Пол были в восторге от того что я сделал. Этот момент для меня — как будто я сдал экзамен на то чтобы играть в этой группе, несмотря на то что я уже работал вместе с ними какое-то время.”

Альбом был записан очень быстро.

“Я с самого начала настраивал технику для живого звука,” — вспоминает Эппс. “Пол стоял там с микрофоном и несколько экранов вокруг него. Когда музыканты играли, Пол пел свою партию. Я был уверен что он просто так поёт и потом мы заменим эту дорожку специально записанным вокалом. Но к моему удивлению, Пол сказал что ему всё очень нравится! Именно эти живые партии вокала и остались на альбоме. Всё записывалось с первого или со второго дубля. Конечно были наложения потом, а кое с чем пришлось повозиться. Я помню что Midnight Moonlight заставила нас повозиться. Может потому что это самый длинный трек на альбоме. Но в целом, работа шла очень легко.”

Франклин раскрывает что Midnight Moonlight это на самом деле переработка старой песни Led Zeppelin.

“Она начиналась под названием Swan Song во время записи альбома Physical Graffiti. Но Роберт Плант всё никак не мог придумать правильные слова для неё, так что песню отложили. Затем она была возрождена для нашего проекта, Пол придумал прекрасную мелодию и замечательные стихи.”

Запись шла очень хорошо, но группа по-прежнему не имела названия. “Я очень четко помню как они пришли к названию The Firm,” — говорит Эппс. “Все вместе обсуждали как назвать группу и Крис сделал предложение. Остальным троим сразу понравилось, но мне потребовались годы чтобы понять что это связано с Bad Company. Понимаете? “Компания”, “Фирма”. Я думаю ребята быстро схватили это, и в том числе по этой причине выбрали такое название”.

Дебютный альбом The Firm вышел в феврале 1985 года, достиг 15 места в Англии и 17 места в Америке. Radioactive был успешным хитом в Штатах, 28 место, хотя в Британии застрял на отметке 76. Satisfaction Guaranteed также попал в чарты США, но в Британии не имел успеха. В общем, это был более чем заслуживающий уважения старт для новой группы.

“Не могу понять, почему они не выпустили You’ve Lost That Loving Feeling синглом,” — продолжает Эппс. “Я думаю это был бы большой успех”.

Группа должно быть была довольна своей работой, но реакция прессы на альбом была более чем прохладной. Журнал Rolling Stone  “Всё что касается The Firm, от риффов до видео, громоздко и неуклюже, включая их логотип на обложке — Стоунхендж из нержавейки”.

“Мы никогда не говорили о каких-то ожиданиях,” — настаивает Франклин. “Мы просто сделали лучший альбом, который мог у нас получится. Никогда в студии у нас не было ощущения что мы делаем великую запись, но я считаю что получился очень сильный альбом”.

“Я постоянно изумлялся игре Джимми на гитаре, и его чутью во время работы в студии,” — утверждает Роджерс. “Его акустическая гитара на этой пластинке стала настоящим открытием для меня, хотя конечно не должно было быть сюрпризов! Но у меня не было никаких ожиданий. Я просто хотел творить музыку и быть креативным, и для меня всё это получилось на The Firm”.

Группа собиралась с концертами в поддержку альбома, но приняла решение не играть песни Led Zeppelin, Free и Bad Company.

“Мы никогда не исполняли песни из прошлого Джимми и Пола, даже не репетировали.” — объясняет Франклин. “Никто из них не хотел таких очевидных решений. Мы хотели чтобы все видели что это настоящая группа. Мы добавили в эти первые выступления еще одну песню, которую написали — Cadillac [позже она вошла во второй альбом группы], и одну-две песни из сольного репертуара Джимми и Пола.”

“Как мы скомпоновали песни для выступлений?” — задается вопросом Роджерс. “Мощное начало, ритмичное продолжение и в концовке выкладываемся по полной”.

The Firm сыграли 40 концертов в 1984 и 1985 годах в поддержку альбома. Это, по словам Франклина, чрезвычайно помогло группе в её развитии. “Мы закончили выступления с таким чувством, что опыт совместного выступления на сцене сильно изменил нас”, — говорит он. “теперь мы лучше понимали как работать в такой команде, такое случается с любой хорошей группой”. Заряженные этим коллективным опытом, группа немедленно сосредоточилась на записи второго альбома.

“Я не думаю, что что-то изменилось в нашем подходе, когда мы начали готовиться к записи”, — говорит Роджерс. “Но мы определенно стали более компетентными к этому моменту”.

Австралийский продюсер Джулиан Мендельсон был привлечен к работе, в помощь Полу и Джимми.

“Я работал с Полом над альбомом Cut Loose, видимо по этому меня и попросили поучаствовать в записи The Firm”, — вспоминает Мендельсон. “Кажется, Фил Карсон, который курировал работу группы от записывающей компании, позвонил мне и пригласил в проект. В реальности, я больше выполнял обязанности инженера, но и сделал некоторые предложения относительно продакшн альбома. Хотя, не так много работы, если ты работаешь с Полом. В большинстве случаев первый вокальный дубль в итоге и шел в запись. Без сомнений он один из лучших певцов с кем мне доводилось работать.”

“Джимми также был потрясающим. Я никогда не уставал просто смотреть как он играет. А некоторые его задумки просто поразили меня. Как правило, мы делали три дубля партии гитары, а потом вместе решали какой кусок из каждого дубля попадет в финальную запись.”

Мендельсон признает что Франклин и Слейд “были немного в тени, если сравнивать с работой Пола и Джимми. Но нет никаких сомнений что эта группа была bona fide (полноценной). Были ли споры? Конечно были, но ничего серьезного. И атмосфера была очень позитивная.”

Роджерс был очень доволен работой Мендельсона на втором альбоме. “Джулиан был очень изобретателен в студии и оказал нам большую помощь”, — подтверждает он.

“Мы работали по пять дней в неделю на протяжении трёх или четырех месяцев”, — поясняет Мендельсон. “Рабочий день начинался в 11 утра и заканчивался около 8 вечера. Несколько раз мы оставались подольше, но в целом обстановка была очень расслабленная. Мне это нравилось, потому что я был абсолютно вымотан на своих предыдущих проектах. Было приятно работать по определенному расписанию”.

Интересным выбором для альбома стала песня Fortune Hunter. Она была изначально записана составом XYZ, скоротечной группой, в которой играл Пейдж, плюс участники Yes — басист Крис Сквайер и ударник Алан Уайт, а также бывший клавишник Greenslade Дэйв Лоусон. Они записали демо из четырех композиций в 1981 году, одной из которых была инструментальная пьеса Fortune Hunter.

“Я ничего не знал об истории этой песни,” — поясняет Роджерс. “Для меня это была абсолютно новая мелодия”.

“Пол написал слова и придумал новую мелодию”, — добавляет Франклин. “Я не знаю какова была реакция Криса Сквайера на это, потому что изначально он написал эту песню вместе с Джимми, но не получил никаких авторских с нашего альбома. Я слышал что это его расстроило”.

С другими песнями не было подобных проблем, и группа отработала весь материал для альбома.

“Пол написал демо All The King’s Horses в домашней студии, и когда он проиграл запись нам, мы поняли что песня полностью готова к записи,” — говорит Франклин. “Нам не пришлось самим что-то придумывать в аранжировках”.

“Я был очень горд записать мою собственную песню Dreaming для второго альбома,” — продолжает он. “Крис и я отработали эту песню вдвоем, и я исполнил все гитарные партии. Когда я проиграл эту запись Джимми, он сказал что всё звучит так здорово, что я должен сам записать гитару для альбомной версии. Он очень уважительно отнесся к моей работе и это было для меня серьезным стимулом в работе. Была просто классная обстановка во время записи альбома, мы здорово провели то время.”

“Было много юмора,”- подтверждает Роджерс. “Отношения в группе The Firm всегда были замечательными”.

Альбом Mean Business вышел в феврале 1986 года, но был не так успешен в коммерческом плане как The Firm, несмотря на то что достиг 22 места в Штатах и 46 места в Британии. И в этот раз, рецензии назвали его заурядным. Журнал Rolling Stones писал : “The Firm, так называемая супергруппа выпускников лейбла Swan Song, окончательно потеряла чувство баланса”.

“Не думаю, что альбом вышел настолько классным, как мне хотелось,” — объясняет Джулиан Мендельсон. “Но в моей карьере я всегда так думаю по поводу проектов в которых работал. Группа была довольна. Mean Business — одно из лучших моих воспоминаний!”

Турне в поддержку альбома продолжалось всего лишь с марта по май 1986 года. Было 38 концертов в Америке и больше нигде.

“Я не знаю почему мы не играли нигде кроме Америки,” — утверждает Франклин. “Эти решения принимались гастрольной компанией.”

Тем не менее, те концерты что были в ходе тура, прошли с большим успехом, по словам Тони…

“Мы неделю репетировали перед гастролями и потом всё шло очень естественно”, — вспоминает Франклин. “Все билеты были распроданы и реакция публики была замечательной. Мы никогда не делали саундчеков, это всё было поручено нашему персоналу. Мы знали, что им можно довериться, так что приезжали за час до шоу и просто играли свой концерт. Потом уходили со сцены, садились в машины и ехали в аэропорт, чтобы лететь в другой город. Я тогда думал что все туры так легко проходят, ха-ха!”

Несмотря на приятные воспоминания Франклина, этот тур стал окончанием истории The Firm. Роджерс объясняет почему…

“Джимми и я договорились в самом начале, что у нас будет два альбома и два тура. Я очень хотел быть дома, потому что у меня тогда были маленькие дети. Но я также хотел создать что-то вместе с Джимми. Поэтому решили таким вот компромиссным путем”.

Франклин сожалеет что история The Firm закончилась так скоро.

“Крис и я подписали контракт на два альбома с опцией на третий альбом. Но когда закончился тур Mean Business, мы просто всё закончили. Никаких официальных заявлений.  Просто всё подошло к концу. Я желал бы чтобы мы сделали перерыв, и потом снова собрались вместе. Я уверен, мы смогли бы продолжить после небольшой паузы. Не было никакого распада группы. Конечно во время гастролей была небольшая нервозность, но это обычное дело когда люди устают. Пол или Джимми немного ворчали, но ничего серьезного”.

Переслушивая эти два альбома The Firm, мне становится ясно что группа должна быть реабилитирована. Там гораздо больше качества на этих альбомах, чем было признано ранее. “Я уверен что The Firm — это лучшее что сделал Джимми после Led Zeppelin,” — считает Эппс.

“Я провел фантастическое время в этой группе,” — подчеркивает Франклин. “Смотреть как работает Джимми — это дало мне новое уважение его невероятного таланта. Обе пластинки звучат очень натурально и органично. Мне бы хотелось реюниона. Мы бы легко могли записать прекрасный третий альбом. Но сомневаюсь что это когда-нибудь случится. В любом случае, я надеюсь, что люди прочитают этот материал и захотят переслушать оба альбома The Firm. Я уверен будут новые впечатления”.

“Я горжусь той музыкой чтобы мы создали в The Firm,” — подводит итог Пол Роджерс. “Крис Слейд и Тони Франклин — первоклассные музыканты, и я счастлив, что могу назвать их своими друзьями. И я люблю Джимми — как музыканта, как человека и как друга”.



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here