Идея этого материала была честно позаимствована у моего друга Аркадия Застырца, написавшего очередной рассказик из серии о весьма нестандартных обложках рок-альбомов. Потому первая часть написана Аркашей, вторая часть дописана мной.

Аркадий:

Помню, когда я впервые в 1973 году увидел Пятый Led Zeppelin (Houses Of The Holy), его обложка не столько шокировала меня, сколько просто не понравилась. Ну в самом деле! Нагие фигурки, карабкающиеся в гору, выглядят совершенно искусственными. И поскольку никакого 3D-моделирования в то время никто даже в самых фантастичных снах не видывал, я был уверен, что для создания этой напыщенной композиции использовались отлитые из резины манекены.

HOTH-1-1

Если бы я знал, как дело было на самом деле, обложка наверняка понравилась бы мне еще меньше.
Вдохновил дизайнеров на создание этого «кошмара» роман Артура Кларка «Конец детства». Признаться, романа этого я не читал или читал, но не помню. Вроде бы иллюстрация изображает остатки человечества, собранные в неком более или менее сакральном месте на Земле.
Фотосессию планировали провести в перуанской долине Наска, едва не сошлись на менее дорогостоящем местечке поблизости — предложенном Робертом Плантом шотландском острове Стаффа и в конце концов остановились на ирландской «Дороге гигантов», возвышенности, сложенной из 40 тысяч гигантских кусков базальта.
Вопреки едва ли не по сей день бытующим легендам, никакие поп-звезды для оформления «Houses Of The Holy» не позировали…

Ни Кортни Лав...

Ни Кортни Лав…
Ни Саманта Фокс...

Ни Саманта Фокс…

Нет, ребята из знаменитой уже в то время дизайнерской группы «Hipgnosis» в качестве жертвы своего замысла выбрали двоих невинных детишек — брата и сестру Гейтс (ни о ком не напоминает?) — шестилетнюю Саманту и четырехлетнего Стефана! Фотография на обложке представляет собой коллаж из тридцати (!) снимков. Так что фотосессия продолжалась не один день. И каждое утро несчастных детей будили в четыре часа, голых покрывали серебристой и золотистой краской и выводили на холодные камни. Хуже того, если верить Сторму Торгерсону, когда специальная краска кончилась, в ход пустили автомобильную эмаль (ну чем не повод для уголовного преследования?).
Другой гипнозисовский изверг Обри Пауэлл, мучивший детей в надежде запечатлеть их на фоне рассвета (не вышло — пришлось раскрашивать ч/б коллаж вручную), позднее признавался: «Сегодня ничего подобно нам сделать не позволили бы, тут же обвинили бы в пропаганде педофилии. Но мы были хиппи, разгуливать голышом для нас было делом совершенно обыденным».
«Ага, сволочь, — сказал бы я ему на это, — и что ни день вы с раннего утра красили друг друга с головы до ног автомобильной эмалью?»

- Хиппи патлатое!

— Хиппи патлатое!

Не удивительно, что в ряде штатов «библейского пояса» пластинку эту запретили (молодцы!), а в прочих США продавали вот в такой обертке:

HOTH-1-2

Скромно и информативно.

С тех пор много воды утекло в мировой океан, и на фоне сегодняшних евро-толерантных фокусов обложка Пятого «Цеппелина» выглядит детским утренником в «Артеке». Так что даже в США не вызывает протестов продукция, к примеру, такого рода:

led-zeppelin-houses-of-the-holy-mug-10322-p

Справедливости ради, отметим две вещи.
1. Обложка «Houses Of…» неоднократно получала всякие высокие оценки. К примеру, американский телеканал VH1 в 2003 году присвоил ей №6 в списке лучших в истории рок-обложек. (Даже не знаю, следует ли из этого, что в жюри все-таки видели альбом без белой нашлепки с буквами, закрывающей попу маленькой Саманты…)
2. Все-таки хорошо, что не был принят первоначальный проект обложки с изображением теннисной ракетки на фоне ядовито-зеленого корта… Видите ли, Сторму Торгерсону музыка LZ казалась похожей на racket (т.е. одновременно на ракетку и на шантаж/рэкет). «Пошел ты, Сторм, со своей игрой слов!» — сказали ему музыканты и со словами — «А что у тебя, Обри?» — повернулись к Пауэллу, который только что вошел в студию — как всегда с опозданием и, как обычно, совершенно голый.

iKuv:

Лично я бы не поверил словам Сторма Торгерсона о покраске детей автомобильными красками. И вообще о покраске детей. Ведь из-за плохого света съёмку были вынуждены вести на чёрно-белую плёнку. Так что сказано это было не более, чем для красного словца.
Пара деталей от Стефана Гейтса: «Когда мы приехали в Ирландию, там шли беспорядки, связанные с введением прямого правления британского правительства. Поэтому нас сопровождала куча охранников с оружием».

Gates Stefan 2013

Стефан Гейтс сорок лет спустя (2013).

«А ещё некторые говорят, что на фото куча детей в париках. Не верьте. Там были только я с сестрой. И это были наши настоящие волосы»:

Gates Stefan and Samantha

Стефан и Саманта Гейтс в начале 70-х.

Сейчас Стефан Гейтс работает на BBC-2 и снимает серию передач «Кулинария в опасной зоне» («Cooking In The Danger Zone»):

Gates Stefan 2007

Стефан Гейтс, 2007.

Саманта Гейтс в 2003 году переехала в Кейптаун (ЮАР), где живёт со своим мужем Эндрю Гамильтоном Барром и воспитывает дочь Талулу:

Gates Samantha and daughter Tallulah 2007

Талула и Саманта Гейтс, 2007.

«Дорога гигантов» (Giant’s Causeway)

Giant's Causeway

Уникальная прибрежная местность, представляет собой около 40 000 соединенных между собой базальтовых (реже андезитовых) колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана. Расположена на северо-востоке Северной Ирландии, около 3 км к северу от города Бушмилс. Верхушки колонн образуют по форме трамплин, который начинается у подножья скалы и исчезает под поверхностью моря. Большинство колонн шестиугольные, хотя у некоторых — четыре, пять, семь и восемь углов. Самая высокая около 12 метров.
В одном из сказаний говорится о том, что Финн Мак Кумал, решив сразиться с чудовищным одноглазым противником Голлом (англ.  Benandonner), чтобы не замочить ноги, вбил в дно Ирландского моря ряд колонн и таким образом построил мост. Устав, он прилёг отдохнуть. В это время Голл сам перешел по мосту в Ирландию, и явился к Финну. Жена Финна, указав на спящего мужа, солгала, сказав, что это её младенец-сын. Кроме того, она угостила его лепешками, внутри которых запекла плоские железные сковороды, и когда великан начал ломать об них зубы, дала вторую лепешку, простую, «младенцу»-Финну, который спокойно съел её. Представив, каким же гигантом окажется отец этого немаленького «младенца», Голл в ужасе сбежал, по пути разрушая мост.

Внутренняя сторона обложки

HOTH-2

Фотография для внутренней стороны обложки была сделана там же, в Северной Ирландии, невдалеке от «Дороги гигантов». Это местечко называется замок Данлюс (Dunluce Castle).
В данный момент это уже руины средневекового замка в Северной Ирландии, в графстве Антрим, в пяти километрах от ирландского городка Портраш:

Замок был построен на тридцатиметровом скальном основании чёрного базальта, выдающемся в море, и соединялся мостом с материком и окружен чрезвычайно крутыми скалами со всех сторон.
В тринадцатом веке замок построил Ричард де Бург, 2-й граф Ольстера. Большая часть строений замка в том виде, в каком они сохранились до наших дней, датируется XVI—XVII вв. Хозяевами замка историки считают шотландский род Мак Доналсов, которые владели островами близкими к Шотландии. Но считается, что по крайней мере две круглые башни относятся к более раннему времени Мак-Куилланов, которые, начиная с XIV века, владели областью Рут в Северном Антриме, между реками Банн и Буш.
Замок Данлюс служил местом для проживания клана Макдоннелсов до 1690 года, когда род разорился, а замок был разобран для строительства других сооружений.

HOTH Remastered

Последние пару лет Джимми Пейдж работает над очередным ремастерингом альбомов Led Zeppelin. Дошла очередь и до Houses Of The Holy, который на днях поступил в продажу. Как и на всех остальных обложках ремастеров, изменена цветовая гамма, превратив обложку из психоделической в суперпсиходелическую:

HOTH remastered-2

Полный же Super Deluxe Edition Box содержит в себе 2 CD, 3 винила, HD Download Card с кодами для загрузки музыки из интернета и 80-страничный буклет. Первые 30000 экземпляров были пронумерованы. Короче, для абсолютных zeppheads:

HOTH remastered-1

Закончить историю создания обложки необходимо словами великого Питера Гранта, бессменнного менеджер Led Zeppelin. Узнав о больших затратах на оформление этой обложки, он произнёс замечательную фразу: «Money? We don’t fucking care about money. Just fucking do it!«

iKuv.Ru

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ