С чего начать?
Прежде всего - сесть и хорошенько подумать, а надо ли? Коллекционирование - занятие затягивающее и требует постоянных капиталовложений. Если вы решили подойти к делу серьезно и готовы расстаться с денежной суммой, вплотную приближающейся к единице с четырьмя зелеными нулями, то можно сразу переходить к заключительному разделу данного пособия. Как говорится, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать (тем более увидеть уже не удастся). Для остальных после небольшой паузы сообщаем...
Отступление № 6 - из личного опыта |
О том, что Led Zeppelin играли на концертах вещи, не входившие в альбомы, я подозревал, но никогда не думал, что их так много. Покопавшись в базе данных Дункана Ватсона (Duncan Watson's Led Zeppelin Database: http://www.inthelight.co.nz/ledzep/bootleg/bootleg.htm или http://www.ledzeppelin.ru/album_bootleg.htm), понял, что подавляющее большинство из них представляют собой фрагменты стандартов, используемых в поппури (medley) Whole Lotta Love, How Many More Times и т. д. Исключение составляли такие "полноценные" вещи, как, скажем, C'mon Everybody, The Girl I Love, As Long As I Have You или Jennings Farm Blues. Именно с последней и началось собирательство. Одноименный диск был найден в on-line-магазине в США. Прекрасно записанные несколько дублей и окончательная версия инструментальной композиции, в дальнейшем переросшей в Bron-Y-Aur Stomp были дополнены на CD концертным материалом из Торонто, не оставившим сильного впечатления (вероятно, из-за "глухой" записи). И я решил отыскать качественные сборники, содержащие по возможности большее количество раритетов (типа "Cabala" [8CD] и "Another Trip" [5 CD]), но попытки прикупить их окончились неудачей. К счастью, в то время в сети еще были серьезные коллекционеры LZ, располагающие чуть ли не всем изданным материалом, и за символическую плату (стоимость чистой кассеты) записывающие любой диск/концерт (thank you, Steve!). И я записал 10 концертов, выбрав наиболее удачные по звуку и интересные по содержанию. Как оказалось в дальнейшем, попадание было практически стопроцентным, идея ограничиться сборниками улетучилась сама собой... |
В целях экономии средств и нервных клеток начинать лучше всего с изучения соответствующей литературы. Основных книг по бутлегам Led Zeppelin две: Robert Godwin "The Illustrated Collectors Guide to Led Zeppelin" (CG Publishing Inc.) и Luis Rey "Led Zeppelin Live. An Illustrated Exploration of Underground Tapes. The Final Edition" (The Hot Wacks Press). Первый труд выдержал пять бумажных изданий и два сидишных и считается наиболее серьезным изданием по данной теме. Снабжен большим количеством иллюстраций.
Лично мне больше по душе книга Люиса Рея, второе издание которой вышло в свет в 1998 году и было опрометчиво названо "финальным". Автор и сам, видимо, это понял, так как заключительные страницы представляют собой "дополнения, появившиеся в последний момент ". В этой "энциклопедии бутлегов" в хронологическом порядке рецензируются все концерты Led Zeppelin, записи которых имелись на момент выхода книги в свет: приводится перечень исполненных на концерте вещей, источники записи (audience/soundboard) и их количество, наиболее интересные моменты выступления - выдающиеся соло, редкие варианты исполнения, неудачи, слабые места, происшествия и т. д., а также виниловые и CD-бутлеги - с указанием самых полных и качественных версий. Как пишет в предисловии автор, в процессе работы над книгой он действительно прослушал все это неимоверное количество дисков. Приходится только удивляться его энтузиазму - от такого количества (более 2000!) записей одной группы можно люто ее возненавидеть до конца жизни. Эти книги можно приобрести по адресу: hhtp://www.cgpublishing.com/zeppelin.htm.
Большой интерес представляет и труд Дэйва Льюиса и Саймона Палетта "Led Zeppelin. The Concert File" (Omnibus Press), построенный по тому же принципу, что и "Led Zeppelin Live", но без упора на бутлеги, зато с большим количеством другой информации - газетные рецензии, фото, афиши, используемое оборудование и др. Есть в продаже на www.amazon.com.
Основываясь на вышеперечисленных материалах, можно без труда составить впечатление о наиболее интересных выступлениях LZ и версиях записей. Но время не стоит на месте. С момента написания всех этих работ были выпущены пара сотен новых бутлегов (по данным Dave Lewis'a за 1999 год - 414), найдены новые источники записей и даже неизданные ранее концерты. За новейшей информацией следует обращаться на такие сайты, как Tight But Loose (http://www.ledzep.freeserve.co.uk/undergrd.html - содержит также большое количество рецензий на бутлеги, вышедшие ранее), Air Raid 2000 (http://www02.u-page.so-net.ne.jp/bc4/niwa/public_html/index.html) и Pressed Led (http://msnhomepages.talkcity.com/Terminus/theledzeppelin/index.html).
Особенно эти сведения полезны, когда приходится выбирать из различных вариантов бутлегов одного и того же концерта. Например, выступление в зале Fillmore West, Сан-Франциско, 27 апреля 1969 года. Существуют несколько audience-вариантов и один soundboard. Все они неполные, но, к счастью, отсутствующие фрагменты не пересекаются. На СD "Collage" (TDOLZ) недостающие на soundboard-записи фрагменты искусно вмонтированы из audience-источника. Таким образом, на этом CD концерт звучит целиком, без каких-либо купюр. То же самое относится к альбомам "Live On Blueberry Hill" - 4.09.1970 (Sanctuary), "Arabesque & Baroque. The 4th Night" - 24.05.1975, Earls Court, London (Antrabata) и другим.