С чего начать?

Прежде всего - сесть и хорошенько подумать, а надо ли? Коллекционирование - занятие затягивающее и требует постоянных капиталовложений. Если вы решили подойти к делу серьезно и готовы расстаться с денежной суммой, вплотную приближающейся к единице с четырьмя зелеными нулями, то можно сразу переходить к заключительному разделу данного пособия. Как говорится, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать (тем более увидеть уже не удастся). Для остальных после небольшой паузы сообщаем...


Отступление № 6 - из личного опыта

О том, что Led Zeppelin играли на концертах вещи, не входившие в альбомы, я подозревал, но никогда не думал, что их так много. Покопавшись в базе данных Дункана Ватсона (Duncan Watson's Led Zeppelin Database: http://www.inthelight.co.nz/ledzep/bootleg/bootleg.htm или http://www.ledzeppelin.ru/album_bootleg.htm), понял, что подавляющее большинство из них представляют собой фрагменты стандартов, используемых в поппури (medley) Whole Lotta Love, How Many More Times и т. д. Исключение составляли такие "полноценные" вещи, как, скажем, C'mon Everybody, The Girl I Love, As Long As I Have You или Jennings Farm Blues. Именно с последней и началось собирательство. Одноименный диск был найден в on-line-магазине в США. Прекрасно записанные несколько дублей и окончательная версия инструментальной композиции, в дальнейшем переросшей в Bron-Y-Aur Stomp были дополнены на CD концертным материалом из Торонто, не оставившим сильного впечатления (вероятно, из-за "глухой" записи). И я решил отыскать качественные сборники, содержащие по возможности большее количество раритетов (типа "Cabala" [8CD] и "Another Trip" [5 CD]), но попытки прикупить их окончились неудачей. К счастью, в то время в сети еще были серьезные коллекционеры LZ, располагающие чуть ли не всем изданным материалом, и за символическую плату (стоимость чистой кассеты) записывающие любой диск/концерт (thank you, Steve!). И я записал 10 концертов, выбрав наиболее удачные по звуку и интересные по содержанию. Как оказалось в дальнейшем, попадание было практически стопроцентным, идея ограничиться сборниками улетучилась сама собой...

В целях экономии средств и нервных клеток начинать лучше всего с изучения соответствующей литературы. Основных книг по бутлегам Led Zeppelin две: Robert Godwin "The Illustrated Collectors Guide to Led Zeppelin" (CG Publishing Inc.) и Luis Rey "Led Zeppelin Live. An Illustrated Exploration of Underground Tapes. The Final Edition" (The Hot Wacks Press). Первый труд выдержал пять бумажных изданий и два сидишных и считается наиболее серьезным изданием по данной теме. Снабжен большим количеством иллюстраций.

Обложка книги Luis Ray 'Led Zeppelin Live. An Illustrated Exploration of Underground Tapes. The Final Edition' (The Hot Wacks Press).Лично мне больше по душе книга Люиса Рея, второе издание которой вышло в свет в 1998 году и было опрометчиво названо "финальным". Автор и сам, видимо, это понял, так как заключительные страницы представляют собой "дополнения, появившиеся в последний момент ". В этой "энциклопедии бутлегов" в хронологическом порядке рецензируются все концерты Led Zeppelin, записи которых имелись на момент выхода книги в свет: приводится перечень исполненных на концерте вещей, источники записи (audience/soundboard) и их количество, наиболее интересные моменты выступления - выдающиеся соло, редкие варианты исполнения, неудачи, слабые места, происшествия и т. д., а также виниловые и CD-бутлеги - с указанием самых полных и качественных версий. Как пишет в предисловии автор, в процессе работы над книгой он действительно прослушал все это неимоверное количество дисков. Приходится только удивляться его энтузиазму - от такого количества (более 2000!) записей одной группы можно люто ее возненавидеть до конца жизни. Эти книги можно приобрести по адресу: hhtp://www.cgpublishing.com/zeppelin.htm.

Обложка книги Дейва Льюиса и Саймона Палетт 'Led Zeppelin. The Concert File' (Omnibus Press).Большой интерес представляет и труд Дэйва Льюиса и Саймона Палетта "Led Zeppelin. The Concert File" (Omnibus Press), построенный по тому же принципу, что и "Led Zeppelin Live", но без упора на бутлеги, зато с большим количеством другой информации - газетные рецензии, фото, афиши, используемое оборудование и др. Есть в продаже на www.amazon.com.

Основываясь на вышеперечисленных материалах, можно без труда составить впечатление о наиболее интересных выступлениях LZ и версиях записей. Но время не стоит на месте. С момента написания всех этих работ были выпущены пара сотен новых бутлегов (по данным Dave Lewis'a за 1999 год - 414), найдены новые источники записей и даже неизданные ранее концерты. За новейшей информацией следует обращаться на такие сайты, как Tight But Loose (http://www.ledzep.freeserve.co.uk/undergrd.html - содержит также большое количество рецензий на бутлеги, вышедшие ранее), Air Raid 2000 (http://www02.u-page.so-net.ne.jp/bc4/niwa/public_html/index.html) и Pressed Led (http://msnhomepages.talkcity.com/Terminus/theledzeppelin/index.html).

Особенно эти сведения полезны, когда приходится выбирать из различных вариантов бутлегов одного и того же концерта. Например, выступление в зале Fillmore West, Сан-Франциско, 27 апреля 1969 года. Существуют несколько audience-вариантов и один soundboard. Все они неполные, но, к счастью, отсутствующие фрагменты не пересекаются. На СD "Collage" (TDOLZ) недостающие на soundboard-записи фрагменты искусно вмонтированы из audience-источника. Таким образом, на этом CD концерт звучит целиком, без каких-либо купюр. То же самое относится к альбомам "Live On Blueberry Hill" - 4.09.1970 (Sanctuary), "Arabesque & Baroque. The 4th Night" - 24.05.1975, Earls Court, London (Antrabata) и другим.

Previous Index page Next