Три источника и три составные части

С производителями бутлегов мы, пожалуй, слегка разобрались. Настало время перейти к потребителям, к тем, для кого все это и затеяно, то есть к нам с вами. Слушателя в первую очередь, конечно, интересует оптимальное соотношение трех параметров - качества, оформления и цены. Как ни странно, иногда этого можно достичь.

Начнем с качества записи, напрямую зависящего от источника. Самый доступный - audience, то есть запись с помощью микрофона из зала. Требовались всего лишь наличие техники и решимость. (Вспомним известный инцидент в Ванкувере в 1971 году, когда команда охранников во главе с Ричардом Коулом изрядно помяли работника, замеряющего уровень шума на концерте, и разбили вдребезги его рекордер. Или концерт в Осаке 29 сентября 1971 года, где один из бутлегеров занимал удачную позицию для записи, но как только к нему подходил вездесущий Питер Грант, магнитофон приходилось выключать. В результате из-за отсутствия некоторых фрагментов пострадал самый качественный вариант записи этого концерта). Качество audience-бутлегов далеко не самое лучшее, иногда просто плохое, но сплошь и рядом других вариантов просто нет. С другой стороны, хорошая audience-запись дает более реалистичное представление о подлинной атмосфере концерта.

Второй источник - soundboard recording - записи, сделанные с пульта. Теоретически они, как и студийные (третий источник), должны звучать отменно. На практике - не всегда. Как правило, звук на всех хорошо сбалансирован, но у некоторых отсутствуют верхние и/или нижние частоты и присутствует сильный шум/свист. Необходимо принять во внимание, что действие происходило в 70-е годы и материал не предназначался для коммерческого выпуска. Например, во время японского турне 1971 года по просьбе местного представительства Atlantic - Warner Pioneer были записаны все концерты. Дальнейшая судьба записей целиком и полностью зависела от решения самих музыкантов. Пейдж их прослушал, нашел ужасающими и стер. Прощай, "Live in Japan"! Эти концерты все равно вышли на бутлегах (в audience-версии) и неизменно пользуются хорошим спросом.

У бутлегеров используются три основные системы оценки качества записи: десятибалльная (высший балл - 10; 1-2 балла - "а кто, собственно, играет?"), пятибалльная (высший - 5) и буквенная (A, B, C; высший - А). Реже встречаются варианты ex (excellence) - превосходный и vg (very good) - очень хороший, при этом просто good - а тем более bad - я не встречал. Как показывает практика, записи ниже 7, или 3,5, или А- (A с минусом) слушаются с трудом. Удовольствие можно получить при уровне баллов 9-10, или 4-5, или А. Одна и та же оценка для audience- и soundboard-вариантов отнюдь не означает одинакового качества. Высший балл определяется максимальными техническими возможностями для каждого источника, а они сильно разнятся. Еще нужно считаться с тем, что эта оценка чисто субъективная, и некоторые рецензенты просто стараются ее не выставлять.

К оформлению своих работ бутлегеры подходят с любовью (и не только Tarantura или Antrabata). Многие из них являются произведением искусства. CD фирмы TDOLZ часто оформлены в виде уменьшенной копии 2LP - то есть альбом, раскрывающийся на две части. Много коробочных изданий (box set). У фирмы Sanctuary обложка диска "Live On Blueberry Hill" раскладывается на три части, в сложенном виде он помещается в специальную упаковку. 3 CD "Live On Fillmore West" лейбла Aulica помещены в шкатулку с шелковой обивкой, выполненной в японском стиле. Лимитированные издания пронумерованы или снабжены сертификатом. В последнее время большое количество бутлегов выходит именно в Hi End-версии - ограниченными тиражами, в специальной упаковке и с различными бонусами - плакатами, слайдами, фотографиями. Это не может не сказаться на их цене. Происходит стандартный для общества наживы процесс вымывания дешевых товаров более дорогими.


Отступление № 5

В Советском Союзе бутлегерством не занимался разве что ленивый. Правда, у нас оно состоялось на другом уровне и называлось магнитиздатом, от чего суть явления не меняется. В большой мере ему обязаны своей известностью Высоцкий, Окуджава, Галич, барды и весь советский рок (история последнего прекрасно описана в книге "100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991. 15 лет подпольной звукозаписи"). Не углубляясь в идеологические дебри, отмечу, что в отличие от обеспеченного Запада, где бутлегеры ставили перед собой сверхзадачу "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что", у нас, в стране всеобщего равенства и братства, ощущалась острая нехватка неподцензурного, и поэтому практически каждый получивший доступ к сокровенному готов был бескорыстно поделиться им со своим ближним. Как говорил в то славное время о левых записях своих концертов, распространяющихся по стране со скоростью звука, Мих. Мих. Жванецкий: "Хорошо, что мы с вами живем в цивилизованной стране, если бы мы жили на диком Западе, за все это пришлось бы платить деньги". Что ж, "мы ждали так долго, и вот это время пришло".

Как уже говорилось, самыми дорогими бутлегами являются CD фирмы Tarantura, всевозможные limited editions и редкие, выпущенные давно издания. Их цена достигает 50-60 и более долларов за один диск. Современные "регулярные" издания стоят $20-30 за одиночную пластинку ($42-55 за двойник). И от этого никуда не деться. Сэкономить можно, покупая CDr (перезапись с оригинального диска). Такая пластинка (с обложками и названием на диске) потянет на 12-15 баксов. И, наконец, самый дешевый вариант - самопальная продукция коллекционеров - ксерокопированная или сканированная и распечатанная на струйнике обложка и запись на обычную маркированную матрицу - есть места, где такой вариант обойдется всего в $10 с учетом пересылки. В этом случае вместо оригинальной живописной работы Босха вы получаете ее репродукцию из журнала "Огонек" - видно все, но эстетика не дотягивает. За любое удовольствие надо платить.

Коробка от 2CD бутлега 'Live On Blueberry Hill', лейбл Sanctuary, тираж 350 экз. (мой - 285-й). Коробка от 2CD бутлега 'Live On Blueberry Hill', лейбл Sanctuary, тираж 350 экз. (мой - 285-й).
Коробка от 2CD бутлега 'Live On Blueberry Hill', лейбл Sanctuary, тираж 350 экз. (мой - 285-й).
Коробка от 2CD бутлега 'Live On Blueberry Hill', лейбл Sanctuary, тираж 350 экз. (мой - 285-й).
Коробка от 2CD бутлега 'Live On Blueberry Hill', лейбл Sanctuary, тираж 350 экз. (мой - 285-й).

Previous Index page Next