Led Zeppelin: Physical Graffiti

Журнал "Classic Rock" №8 январь/февраль 2002г.

Physical Graffiti

Released: 1975
Producer Jimmy Page
Label: Swan Song
Highest UK chart: 1
Highest US chart: 1

К записи своего шестого альбома, начатой в конце 1973 года, Led Zeppelin приступили неторопливо и обстоятельно, поскольку, достигнув положения "лучшей рок-группы мира", обладали практически неограниченными "запасами" студийного времени. Работа была начата в студии "Headley Grange" - той самой, где был записан их легендарный "Led Zeppelin 4". Отговорив Джона Пола Джонса уходить из группы (хотите верьте, хотите - нет, но басист мечтал податься в хормейстеры), они записали восемь треков общей продолжительностью звучания 52 минуты. А поскольку в те времена CD еще не существовало, у них, естественно, возникла проблема: для одинарного альбома записанного материала было слишком много, а для двойного - слишком мало.

Посему было принято решение покопаться в студийном архиве в поисках песен, не вошедших в их предыдущее альбомы. Идея себя оправдала, и семь треков вкупе с уже записанными составили двойник "Physical Graffiti", поступивший в продажу в начале 1975 года.

Альбом стал своеобразной ретроспективой творчества Led Zeppelin, так как на нем были представлены все стили, с которыми они когда-либо экспериментировали - от блюз-рока ("Custard Pie") до ни на что не похожей одиннадцатиминутной брутальной конструкции "In My Time Of Dying", где Пэйдж блеснул своей поистине маниакальной игрой на слайд-гитаре.

Потрясающей красоты "медитативный" орган Джона Пола Джонса оживил восьмиминутную "In The Light", а романтическая "Теn Years Gone", построенная па контрастах, стала такой же классической песней Led Zeppelin, что и "Stairway To Heaven". Увлечение Пейджа и Планта Востоком нашло свое отражение в композиции "Kashmir" - гипнотические барабаны Бонзма и арабские клавишные Джонса впечатляют настолько, что даже рэппер Пафф Дэдди не удержался от того, чтобы записать ее кавер-версию.

Одной из наиболее запоминающихся вещей альбома стала "Trampled Underfoot" - настоящий фанк а-ля Kool And The Gang в "цеппелиновском" прочтении, где тандем Бонам - Джонс работает, как хорошо отлаженная машина, а вокал Планта напоминает вопль сексуального маньяка, застрявшего в автомобильном моторе. "Black Country Woman" и "The Rover" были записаны весной 1972 года для альбома "Houses Of The Holy", как и одноименная композиция. "Down By The Seaside", сочиненная явно под влиянием Нила Янга, и инструментальная "Bron Yr Аur" вовращают слушателя во времена полуакустического третьего альбома. Не вошедшие в "Led Zeppelin 4" песни "Night Flight" - о ядерной войне, недавно исполненная Плантом и группой Strange Sensations, а также "Boogie With Stu" -студийный джем-сейшн с пианистом Йеном Стюартом (lan Stewart) из The Rolling Stones были записаны в один день с "Rock And Roll", "The Wanton Song" в очередной раз демонстрирует мастерство Пейджа, а последний трек "Sick Again" ("Снова мутит") повествует о том, как сильно могут "достать" группи, в то время буквально преследовавшие музыкантов. "Physical Graffiti" оказался последней великой записью Led Zeppelin, показавшей, на что способны действительно талантливые музыканты. Счастливые и уверенные в себе люди, тогда они еще не знали, что их ждет впереди - смерть Джона Бонэма и последовавший за ней распад группы.